Качество юридического образования упало из-за того, что его стали давать слишком многие вузы, поэтому юридических вузов стало еще больше — ведомства учреждают собственные, откуда выходят все новые "лишние" юристы. Ассоциация юристов России сегодня предложила взять на себя контроль качества — то есть забрать у вузов право присваивать выпускникам квалификацию. Опыты показали, что после фильтра АЮР негодных юристов стало бы на порядок меньше. Но главу Федеральной палаты адвокатов Евгения Семеняко больше, чем аттестация вузов и выпускников, беспокоит система, в которой студентов учат только теории, не давая им представления о реальной работе.
Проблемы юридического образования и трудоустройства обсуждались сегодня в Федеральной палате адвокатов на круглом столе "Состояние рынка труда для выпускников юридических вузов".
— Дефект советского образования в сравнении с западом — игнорирование практической юриспруденции, — вспомнил недалекое прошлое президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко. — Единственная работа на юрфаке Ленинградского университета, которая нам разрешалась — сторожа и дворники, и то только в вечернее и ночное время, — сказал он.
Неподготовленность выпускников-юристов к будущей профессии беспокоит его и теперь — 70 % выпускников ожидает свободная юридическая практика. "Наша профессия должна стоять на двух ногах — классическом университетском образовании и практическом подходе к реальной жизни права", — заверил глава ФПА и покинул зал дискуссий.
Ольга Шепелева, старший юрист института "Право общественных интересов", продолжила тему разрыва между работодателем и выпускником: до сих пор не сложилась система, когда бы работодатель выступал заказчиком высшего образования. При этом даже ведомственные вузы не гарантируют устройство выпускников, поскольку ведомствам столько кадров не нужно.
Это замечание вызвало вопрос первого вице-президента ФПА РФ Юрий Пилипенко:
— Следственный комитет недавно объявил, что его не устраивает образование и он создает свое заведение, где будут готовить настоящих следователей с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками, и еще создаст кадетский корпус. Следующий этап, как мы можем предположить, — создание детского сада для будущих следователей. Как вы оцениваете такие перспективы?
Шепелева отвечала, что это иллюзия — ведомство столько специалистов не востребует.
Зампредседателя правления АЮР Игорь Редькин подошел к проблеме с другой стороны — его организация готова взять на себя контроль за качеством образования, которое упало из-за того, что в России сейчас избыток дипломирующих заведений — больше 500 вузов с юридическими программами, а вместе с филиалами — 1200 (в сравнении с 50 в советское время). АЮР начала проводить общественную аккредитацию вузов еще в 2012 году. (На основе этой аккредитации будут формироваться рейтинги образовательных программ и реализующих их высших учебных заведений и факультетов, и эти рейтинги будут учитываться при государственной аккредитации вузов. Подробно на "Право.Ru".)
Редькин отметил, что сегодня АЮР аккредитовала только 105 вузов из 1200, и к ним прибавятся единицы — только 10 % всех вузов с юридическими программами. Во всех развитых странах к профессии допускаются на основании независимой оценки знаний, отметил он.
— Надо отлучить вузы от присвоения квалификации. Мы сейчас обсуждаем эту идею, что нужно вводить хотя бы добровольную оценку. Мы с 2010 года обсуждаем это на разных площадках, в том числе высоких государственных. Пока это вызывает в сообществе напряжение. Давайте создадим систему независимой добровольной оценки в Ассоциации юристов, — предложил он.
Идея независимой аттестации обсуждается не первый год, ее поддерживали и в Минобрнауки, и в Минюсте. Но до сих пор не шло речи о том, чтобы "экзаменатором" стала именно АЮР.
Редькин рассказал, что они провели около 10 пилотных проектов в разных регионах. В одном из них только три человека из 20 выпускников смогли сдать экзамен АЮР, который состоял из теста, решения кейса и собеседования с работодателями. По его словам, АЮР в этом году, возможно, запустит несколько центров для оценки квалификации юристов на добровольной основе.
Зампред правления ОАО "Росгосстрах банк" Алла Масленникова рассказала о запросах самих выпускников.
— А чего хотят студенты? Столичные выпускники хотят зарплату от 50 000 руб., из Подмосковья готовы работать и за 25 000 руб., выпускники, приехавшие с Северного Кавказа, готовы работать хоть кем, половина из них хотели пойти в уголовную специализацию, но сейчас им отказывают по национальному признаку. Выпускники из регионов зачастую предпочитают продолжить учебу в аспирантуре.
Она согласилась, что среди выпускников сложно найти подходящего сотрудника: "На вакансию по юридическому направлению претендует 10 человек, из них мы ищем два-три месяца".
А Дмитрий Прокофьев из юркомпании Norton Caine отметил, что оптимально начинать карьеру в крупных фирмах — там есть кому заниматься молодыми специалистами. Он также заметил, что мода на юридические направления постоянно меняется: не так давно была популярна финансовая практика и корпоратив, и теперь вакансий меньше, чем кандидатов. Сейчас же более востребовано российское право, судебное и антимонопольное.