ПРАВО.ru
Репортаж
24 июня 2013, 15:26

"Аэрофлот" не будет платить 500 000 руб. за испорченный отдых

"Аэрофлот" не будет платить 500 000 руб. за испорченный отдых
Фото пресс-службы компании "Аэрофлот"

Судья Симоновского суда Марина Буторина была нетерпелива, регламентировала время опроса свидетелей и не приобщила к делу видеозапись истцов с iPhone, сочтя, что нет технической возможности ее просмотреть. Компания друзей, подавшая в суд на "Аэрофлот", чувствовала, что расклад не в ее пользу, и оказалась права. Суд счел, что сотрудники авиакомпании не должны им компенсировать стоимость билетов за рейс на Бали, с которого путешественники были сняты, по словам ответчиков, "за некорректное поведение". Сами истцы уверяли, что они всего лишь хотели уточнить, почему их рассаживают в самолете по отдельности, а билеты были, как утверждали сотрудники регистрации, совсем рядом.

Четверо друзей решили в конце ноября 2011 года слетать на Бали и приобрели билеты на рейс Москва-Денпасар и обратно. Одна из истиц, Виктория Иванова рассказывала на судебном заседании в Симоновском райсуде, которое проходило 19 июня, что билеты она зарегистрировала, специально выбирала места рядом, но дома не смогла распечатать талоны – не было принтера. Поэтому обратилась уже в аэропорту "Шерементьево" к сотрудникам наземной службы, у них же и уточнила – действительно ли места на четверых идут подряд на одном ряду. Те подтвердили. Но оказалось, что это не так – только двое сидели рядом, остальные были "разбросаны" по салону.

Дальше показания истцов и ответчиков кардинальным образом друг другу противоречили. Один из истцов, Константин Рыжов, рассказал, что после того как компания зашла на борт самолета и обнаружилось, что они сидят по отдельности, один из них попытался выяснить, в чем дело, а после этого почему-то всех сняли с рейса. Ответчик же уверял, что они были нетрезвы и вели себя агрессивно, мешали проходу пассажиров, задерживали взлет, поэтому и были высажены. Истцы просили компенсировать стоимость утраченных билетов, а также моральный вред – общая сумма равнялась 500 000 руб.

Заседания откладывались несколько раз – и все в связи с истребованием доказательств (Карточка дела). А на предпоследнем, 29 мая представитель "Аэрофлота" попросила привлечь соответчиком туроператора "Клуб русский экспресс", который по мнению авиакомпании, мог невнятно донести до пассажиров правила поведения на борту самолета. Но туроператор на повестку не отреагировал и в суд не явился.

На последнее, решающее заседание 19 июня "Аэрофлот" позвал свидетелями бортпроводников, которые общались с истцами перед их высадкой.

Стюардесса Ирина Трофимова рассказала, что тогда на рейс садились четверо пассажиров явно в возбужденном состоянии, они громко разговаривали и привлекали всеобщее внимание.

- Я должна была им показать, как размещаться на своих местах. Их кресла располагались таким образом: два вместе, один следом и один через проход, в непосредственной близости друг к другу. Пассажиры отказались спокойно садиться, сказав, что заказывали кресла так, чтобы они могли сидеть вчетвером. Я попросила их посидеть на этих местах до полной рассадки остальных пассажиров, чтобы потом найти возможность рассадить их так, как они хотят, такое часто бывает, и мы идем пассажирам навстречу, — рассказала Трофимова.

По ее словам, пассажиры в ответ упрекнули ее в некомпетентности и потребовали позвать "более старшего менеджера". Трофимова позвала старшего бортпроводника Вадима Онищука.

- Они разговаривали с нами грубо и громко на повышенных тонах. Рейс задерживался уже на полчаса. Были позваны на борт представители службы регистрации. Вообще в таких случаях все зависит от решения командира самолета, он сначала вынес предупреждение, а потом постановил не пускать их на борт, — говорила стюардесса. По ее мнению, "качающие" свои права пассажиры были в легкой степени нетрезвы и звенели бутылками в пакетах из duty-free.

- Остальные производящие посадку пассажиры были недовольны задержкой, — добавила Трофимова.

Истец Петр Самсонов сказал, что они не могли сесть на места, поскольку посадочные талоны у них забрал – для выяснения обстоятельств Онищук.

- Он вернулся через 15 минут и заявил, что наши вещи выгружены из багажа и нас ожидает сотрудник полиции. Никакого предупреждения, ничего от командира корабля мы не получали, — говорил истец.

Судья сказала, что тоже плохо себе представляет, как занять места без посадочных талонов.

- Что конкретно, например, Самсонов нарушал? – поинтересовался у свидетельницы Рыжов, но вопрос был снят, поскольку, по мнению судьи, уже было дано разъяснение.

- Сколько человек участвовало в конфликте? Все четверо истцов задерживали проход пассажиров? – продолжал Рыжов. Стюардесса ответила, что ни один так и не занял свое кресло. Между тем, истица Ксения Иванова сказала, что все время конфликта спокойно сидела на своем месте. А Рыжов заметил, что с бортпроводниками вообще общался только Самсонов.

У истцов оставались еще вопросы к свидетельнице, но судья сказала, что допрос окончен – "за 30 минут должно быть все ясно".

Старший бортпроводник Вадим Онищук, когда начался конфликт, по его словам, пытался договориться, но затем обратился к командиру корабля. Впрочем, как заметил истец Рыжов, командир сам не выходил из кабины и оценивал адекватность пассажиров со слов старшего бортпроводника.

- Это же субъективное мнение, основанное на эмоциях. Мы же все люди, общались в конфликтной ситуации. А командир единственный, кто может принять решение о снятии! Когда мы выходили встречавший нас полицейский был весел и шутил. И никакого протокола о том, что мы нарушили, составлено не было, — обратился Рыжов к Онищуку.

- В настоящее время идет стадия вопросов, — наставительно заметила представитель "Аэрофлота". Судья промолчала. Забирал посадочные талоны или нет, старший бортпроводник не вспомнил.

- Поясняю, что не было талонов, — заметил Рыжов и попытался выяснить, кто из его друзей где находился, но судья снова закончила допрос.

- Это пошли опять не вопросы, а убеждения, — недовольно сказала она.

Истица Виктория Иванова представила иную версию развития событий.

- Мы спокойно вошли в самолет и начали занимать свои места. После того, как обнаружили, что сидим не рядом, обратились к бортпроводнице. Она попросила подождать. А Ксения все время сидела на месте. Нас обвинили в том, что был заблокирован проход — это не так. Все, кроме Ксении не садились в кресла, чтобы не нарушать упаковки с индивидуальными вещами для пассажиров – пледами, полотенцами. Свидетельница упомянула, что остальные пассажиры были недовольны нашим поведением, но это из бизнес-класса. Эконом-класс нас поддерживал и сочувствовали, — говорила истица.

Друзья были удивлены, что их снимают с рейса. Девушка сказала, что сотрудник полиции пошутил, что в первый раз видит, чтобы таких пассажиров высаживали.

- Показания свидетелей абсолютно не соответствуют действительности. Никаких предупреждений нам не было, — добавила Иванова.

- Дайте правовую оценку своим исковым требованиям. На чем вы основываетесь? – обратилась судья к истцам.

- Был нарушен договор перевозки. И нас сняли с рейса по инициативе обидевшихся бортпроводников, а не командира, что является нарушением закона, — сказал Рыжов.

- А почему они хотели снять вас, если все было хорошо? – поинтересовалась судья. Истица Иванова предположила, что дело в том, что им удалось приобрести недорогие билеты в бизнес-класс, а на эти места у сотрудников авиакомпании были свои планы. Бортпроводники возмутились: "Уже закончилась регистрация! Никого больше нельзя было пустить на борт!"

- Абсолютно не понимаю, в чем была заинтересованность "Аэрофлота", — сказала судья.

Представитель авиакомпании пояснила, что согласно Воздушному кодексу командир не имеет права покидать своего места. А о ситуации ему уполномочен докладывать как раз старший бортпроводник. Также она заметила, что на борту действует уже не закон о защите прав потребителя, а как раз Воздушный кодекс.

- Пассажиры, ведущие себя некорректно, с борта самолета удаляются без компенсации стоимости билетов, — улыбнулась представитель "Аэрофлота".

Рыжов предложил суду просмотреть видеозапись, которую сделала на IPhone одна из истиц.

- Там все видно, кто и как себя ведет. И кто был неадекватен. Вы там в главной роли, — обратился истец к оставшемуся в зале старшему бортпроводнику. Тот заметил, что съемка велась не с начала конфликта.

- Я не могу приобщить видеосъемку к материалам, она даже не на флешке, не на диске. Смотреть мы не будем, — сказала судья, и спустя 20 минут отказала в иске.