ПРАВО.ru
От редакции
31 октября 2011, 19:58

Симуляция ответного правового удара

Симуляция ответного правового удара
Фото с сайта theoryandpractice.ru

Дмитрий Романов, редактор "Право.Ru"

Москва спустя почти год ответила Вашингтону на "список Магнитского" своим списком. Параметры перечня американских чиновников, которым теперь заказан въезд в Россию, МИД раскрывать не захотел. Известно лишь, что список "основан на принципе взаимности", но эта формулировка звучит крайне абстрактно.

Тайный "черный лист" многие воспринимают скептически, мол, американцам у нас все равно делать нечего. Но, с другой стороны, вид горы Рашмор, который может больше никогда не открыться главному врачу "Бутырки" — мера тоже не из самых жестких.

Принципиальное отличие двух списков состоит в том, что "американский" базируется на идее отлучения граждан России от предположительно незаконно нажитых активов, находящихся в США и Евросоюзе. Известно ведь, что легализовываться они предпочитают за рубежом: там не действует коррумпированная с их же помощью система, а значит, переход права собственности осуществляется на законных основаниях — так просто не отнимешь.

В ответном списке, как считают комментаторы, имена американских чиновников и правоохранителей, имеющих отношения к громким делам против россиян в США, в первую очередь Константина Ярошенко и Виктора Бута. Рискну предположить, что в нем нет действительно высокопоставленных чиновников. Дело в том, что такие особы, как глава ФБР, американский генпрокурор или сенатор Кардин, инициировавший принятие "списка Магнитского", теоретически могут посетить Россию в составе официальной делегации, в том числе, например, с президентом Обамой. Неожиданный "красный свет" на паспортном контроле для кого-то из гостей может привести к срыву всего визита и, как следствие, дипломатическому скандалу. Вряд ли МИД стал бы рисковать. Еще менее понятно другое: зачем делать список тайным, если его фигурантам действительно нужно ездить в Россию или, скажем, оперировать своими счетами в "Сбербанке"? Пара месяцев — и они сами расскажут о себе в СМИ.

Кто-то может обратить внимание на то, в какой момент появился ответный список, и сказать: в США как раз судят Виктора Бута, а "черный список" — это предупреждение в адрес инициаторов его преследования. Но даже если так, демарш получился неэффективным. Дела Бута плохи и становятся все хуже. По оценке его адвоката, счет в деле 3:1 в пользу стороны обвинения, а на самого Бута, цитирую, "вывалили гору дерьма". Может, это просто совпадение, но появление сообщения о списке именно сейчас вписывается в теорию об оказании давления на американское правосудие.

Помимо Бута, конец октября — это всего лишь месяц до окончания предвыборной думской кампании. Сильная позиция России по якобы защите своих интересов на внешнеполитической арене может на бумаге простимулировать рост лояльности к действующей власти. Но здесь заключается главный просчет. Список, причем именно ввиду своей секретности, выглядит для общественности как симулякр борьбы с безобразиями в Вашингтоне, условное обозначение того, чего на самом деле нет. Более того, знание о нем не сможет распространиться медиа-вирусом, потому что о нем нельзя поговорить в курилке или на кухне. У этого списка банально нет названия, да и придумать подходящее весьма затруднительно. А может, его и вовсе не существует?