ПРАВО.ru
Интерправо
17 ноября 2011, 13:17

"Оставила сумку с $1 млн в кабинете и ушла" - свидетели рассказывают, как Абрамович платил Березовскому

"Оставила сумку с $1 млн в кабинете и ушла" - свидетели рассказывают, как Абрамович платил Березовскому
Фото с сайта www.aphorism.ru

В рамках процесса "Березовский vs Абрамович" Высокий суд Лондона продолжает допрос свидетелей со стороны Романа Абрамовича. Накануне они рассказали о том, сколько было потрачено на финансирование телекомпании "ОРТ", насколько тяжелой может быть сумка с миллионом долларов, а также какие машины приобретались для членов семьи Бориса Березовского, и где арендовалась квартира для него самого.

Все выступавшие подтвердили, что платежи Романа Абрамовича Борису Березовскому действительно осуществлялись. Ирина Панченко, занимавшая в тот период должность финансового директора "Русала", занималась проводкой выплат Березовскому и Бадри Патаркацишвили, и заносила их в так называемый "Большой баланс", однако не смогла вспомнить детали сделок. В свою очередь Марина Гончарова, являющаяся доверенным лицом Абрамовича на протяжении уже более 15 лет и занимавшаяся финансами в "Сибнефти", описала платежи более подробно. "Я для себя и для Абрамовича вела книжку, в которую я записывала, какие платежи мы осуществили и сколько денег отдали наличными", — рассказала она суду.

Гончарова заявила, что точно помнит о платежах компаниям Березовского и Патаркацишвили в 1995 году. Но документацию, подтверждающую эти платежи, Гончарова уничтожила, "чтобы не занимать место в кабинете", сообщает "Газета.ru". Среди прочего, по ее словам, выплаты делались в адрес телекомпании "ОРТ", контролируемой Березовским. "Как правило, за ОРТ мы платили третьим лицам. Компании ВИД мы платили за телевизионные услуги, „Мосэнерго“ — за электроэнергию", — вспоминала Гончарова. — В 1995 году, когда ОРТ только-только появилось как компания, мы очень много тратились на них. Мы покупали камеры, эфирное время, оптические диски, оборудование какое-то для канала". По ее данным, в 1995 году телекомпания получила $31 млн, в 1996 году — $85-86 млн, в последующие годы — по $50 млн и в 2000 году — $70-80 млн.

Иногда платежи осуществлялись наличными. Гончарова вспомнила, как лично относила Березовскому $1 млн в "нереально тяжелой" сумке в клуб "Логоваза", находящийся в особняке начала века на берегу Москвы-реки, восстановление которого обошлось в £1,5 млн. "Я представилась, сообщила, что принесла деньги от Абрамовича, оставила сумку в кабинете и ушла," — сказала свидетельница, уточнив, что Березовский произвел на нее не самое приятное впечатления.

Она также подтвердила заявления адвокатов Абрамовича о том, что ему приходилось оплачивать и личные расходы Березовского. "Мы и покупали для семьи Березовского машины, и обслуживали. Как сейчас помню, Екатерине (дочь Березовского от первого брака) в 1996 году купили "Вольво", Галине (вторая жена Березовского) покупали BMW. В 1996 году оплачивали отдых в Испании Березовскому с семьей. Насколько я помню [ушло] около $140000, в 1997 году оплачивали круиз. Мы снимали квартиру для Березовского на улице Рылеева, причем снимали ее на мое имя в течение двух лет — так что я все это прекрасно помню", — сказала Гончарова. По ее словам, деньгами Абрамовича оплачивалась и охрана Березовского в Жуковке, Архангельском и комплексе "Сосны" управделами президента, уточняет vedomosti.ru. Напомним, по версии адвоката Абрамовича Джонатана Сампшна Березовский просил за покровительство бизнесу Абрамовича $8 млн , однако получил только $5 млн.

Продолжился процесс показаниями Натальи Худык, работавшей на Абрамовича с 1997 года и в настоящий момент занимающей должность главы планирования и бухучета в его компании Millhouse. Она подтвердила, что Абрамович действительно осуществил платеж в размере $1,3 млрд за передачу акций "Сибнефти", однако фактически этой передачи не происходило. "Схема была ясная: сумма должна быть объявлена как дивиденды. А вот в какой форме — ценными бумагами или наличными проводить выплату, — это претерпевало изменения", — объяснила Худык, уточнив, что не знает, кто придумал эту схему изначально.

Напомним, что по версии Абрамовича, Березовский „не вложил ни цента“ в „Сибнефть“, которая была куплена на деньги Абрамовича, а также не имел никакого отношения к развитию или непосредственному управлению компанией и не владел ее акциями. То, что Абрамович при этом все же заплатил Березовскому $1,3 млрд за „Сибнефть“, адвокат Джонатан Сампшн объяснил „моральной ответственностью“ со стороны его клиента и желанием „подвести черту под прошлым“. 

Выступление свидетелей продолжится в Высоком суде Лондона сегодня.

С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".

***

Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу". 

Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.

Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.

По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.

С хроникой слушаний в Высоком суде Лондона по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться здесь.