ПРАВО.ru
Интерправо
29 ноября 2011, 14:34

Российский юрист объяснил британскому суду, что теоретически Березовский мог владеть акциями "Сибнефти"

Российский юрист объяснил британскому суду, что теоретически Березовский мог владеть акциями "Сибнефти"
Фото с сайта gorod.tomsk.ru

В Высоком суде Лондона выступил очередной свидетель по делу Березовский v Абрамович — специалист по российскому праву со стороны Березовского — доктор права Илья Витальевич Рачков. Отвечая на вопросы адвоката Абрамовича Джонатана Сампшна, Рачков объяснил суду, как в российском праве регулируется право собственности, в частности, на акции.

Юрист объяснил, что российским правом предусмотрены два вида общей собственности: общая совместная собственность и общая долевая собственность. В имуществе, находящемся в общей долевой собственности, каждый имеет определенную долю во владении этой собственностью. При этом, если участники недвусмысленно договорились об общей долевой собственности и не определили доли, то такой договор можно считать недействительным. Сампшн приводит в пример ситуацию, когда стороны договорились, что 50% акций переходят во владение Абрамовичу, 50% — Патаркацишвили и Березовскому. Рачков согласился, что в случае общей долевой собственности Березовский и Патаркацишвили не могли бы совместно владеть, так как это противоречит российскому законодательству. Но, если договорились о совместной собственности, совсем не обязательно, что данный договор не имеет место быть.

Учитывая, что компания "Сибнефть" была ОАО, Сампшн сослался на российский закон о ценных бумагах, принятый в 1996 году, согласно которому право собственности бездокументарных акций регистрируется в реестре. Рачков соглашается, что официально собственником акций является лицо, зарегистрированное в реестре акционеров. Однако, ссылаясь на российскую судебную практику, он отметил, что во многих случаях лицо имеет право быть записанным в реестре, но фактически не записано. По словам юриста, это может быть связано с тем, что акционеры не хотят кого-то называть открыто. При этом лицо может потребовать внести свое имя в реестр акционеров, если у него есть доказательства права собственности на акции. Например, если акции были проданы, и в подтверждение этому имеется специальный договор.

Затем суд выяснил, могли ли Березовский и Патаркацишвили, согласно российскому праву, оставаться бенефициарными владльцами акций "Сибнефти", при том, что Абрамович будет держать акции в трасте. По мнению Сампшна, такая ситуация невозможна, потому что, согласно российскому праву, невозможно расщепление права собственности на зарегистрированное и бенефициарное". Рачков считает, что теоретически такая ситуация возможна, если собственность управлялась через нероссийские офшорные компании. Он подчеркнул, что широко распространена ситуция, когда физлица держат свои интересы в офшорных компаниях.

С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".

***

Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу". 

Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.

Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.

По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель и завершатся в январе 2012 г. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.

С хроникой слушаний в Высоком суде Лондона по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться здесь.