Юридические компании в США должны радоваться даже небольшому росту по итогам года, считают авторы исследования рынка юридических услуг, выпущенного Law Firm Group (часть Citi Private Bank) и Hildebrandt Consulting на прошлой неделе. Тенденции последних четырех лет, вероятно, в обозримом будущем сохранятся: клиенты будут становиться все требовательнее и все экономнее, а рост спроса, доходов и прибыли будет слабым, неравномерным и ненадежным. Есть шансы, что преодоление кризиса поможет некоторому ускорению рынка, но уже нельзя рассчитывать на непрерывный и быстрый рост, позволявший всем участникам рынка зарабатывать почти автоматически, не изменяясь. Ситуация в первые семь лет XXI века, была, скорее, аберрацией, чем нормальным положением вещей, что показывает сравнение показателей за периоды 2008-2012, 2001-2008 и 1991-2001 гг.
В целом проблемы юридической отрасли в США объясняются тем, что из-за кризиса объем заказов уменьшился, конкуренция выросла, а поведение клиентов изменилось соответственно. Одна из важнейших цифр отчета – изменение объема спроса в 2008-2012 гг.: -0,4%, вместо +3,7% в предшествовавший период 2004-2008 гг. Поэтому рост цен на услуги на 3,4% привел к увеличению дохода всего на 0,8% (6,7% и 9,8% в 2004-2008 гг., соответственно).
Авторы исследования выделяют четыре основных обстоятельства, важных для всех компаний, предоставляющих юридические услуги. Во-первых, рынок больше не растет сам собой, рост спроса теперь нужно стимулировать; во-вторых, размер компании должен быть прочно связан с доступным спросом; в-третьих, рынок стал волатильным, и это теперь данность, с которой необходимо считаться; и, наконец, в-четвертых, всего несколько процентов роста – это уже прекрасно! О двузначных числах роста, что были в начале века, следует поскорее забыть.
В ситуации, когда юристов много, а работы мало, компании стремятся сделать свои предложения привлекательнее, в первую очередь, предоставляя скидки. Клиенты стали активно использовать новые технологии, чтобы внимательнее следить за своими расходами и искать исполнителей за пределами традиционного круга провайдеров юридических услуг, а также стараются максимум работы поручать штатным юристам, которые менее склонны сражаться в судах до конца. И последнее – по порядку, но не по значению – теперь клиенты энергичнее, чем когда-либо, торгуются и вникают в детали выставленных счетов.
Соответственно, снизилась загрузка, иначе говоря, "производительность" адвокатов. Если в 2001-2007 гг. адвокат в среднем выставлял за год счета за 1742 часа работы (т.н. billable hours), то в самом трудном 2009 – только за 1594 часов. В последние пару лет загрузка немного возросла, в среднем до 1641, но это все равно на 100 часов меньше прежнего. Простая арифметика: средняя часовая ставка составляет примерно $600-700, а наиболее дорогие юристы могут получать до $1000 и даже $1250 в час, так что "минус 100 часов" означает по крайней мере "минус $60 000 на человека" в компании. Осложняет положение и почти двойной рост доли числа партнеров на зарплате (income partner) в общем числе юристов, с 10% в 2001 г. до 19% в 2011 г., при том, что их производительность в среднем на 150 часов в год ниже, чем у получающих меньшую зарплату "кандидатов в партнеры" (associate), чья доля, напротив, уменьшилась с 81% до 64%.
Еще один важный показатель для оценки успешности юридических компаний – это PPEP (Profit per Equity Partner), прибыль на долевого партнера. Из общей выборки в 79 компаний в 2008-2012 гг. 27 компаний фиксировало падение PPEP, по сравнению со всего 12-ю в 2004-2008 гг. Логично, что увеличилось и число банкротств: если между 1987 и 2007 годами прекратили существование 18 крупных компаний, то за последние пять лет с рынка ушли уже восемь крупных компаний (включая случай крупнейшего банкротства в истории юридической отрасли).
Подобное положение вещей имеет и еще одно важное следствие. Персонально успешные партнеры, но состоящие в не самых успешных компаниях, начинают задумываться, не будет ли им выгоднее перейти к конкуренту или даже основать новую фирму; кроме того, они становятся мишенями для "охотников за головами", т.е. рекрутеров. Вместе с тем менеджмент отстающих компаний сам стремится избавиться от менее производительных партнеров, что хотя и естественно, но добавляет общей сумятицы и может привести к нестабильности компании в целом.
Наконец, важнейший фактор жизнеспособности компании — ожидания сотрудников и особенно партнеров. К сожалению, многие партнеры, "поднявшиеся" на бурном росте начала века, не готовы смириться с мыслью, что рост в несколько процентов следует считать хорошим результатом. Они часто думают, что проблема в руководстве компании, а не в рынке как таковом. Поэтому особенно важно, чтобы менеджмент сумел создать дружелюбную, демократичную атмосферу в компании, представить ясный и логичный стратегический план развития, что позволило бы удержать лучших людей.
По итогам 2013 г. ожидается рост спроса по сравнению с 2012-м, но рост слабый и очень неравномерный. Две группы юридических услуг, закрывающие вместе 55% рынка – корпоративные и судебные – вырастут незначительно, не более чем на 1%. Наибольший рост ожидается в области трудовых отношений, на 4,3%, а дела, связанные с банкротством, напротив, принесут на 3% меньший объем работы.
В целом, наступивший год не обещает быть существенно легче двух предыдущих, особенно поначалу. Давление на доходы юридических компаний не ослабнет, при том, что расходы вырастут, особенно потому, что многие капитальные вложения, запланированные на первые два года кризиса, были тогда отложены на 2011-2013 гг. Кроме того, важную роль сыграют бонусы, которые получат по итогам 2013 года наиболее важные партнеры – а если платить мало, они уйдут, что плохо для компании и с финансовой, и с репутационной точек зрения.
Несмотря на все вышесказанное о трудностях минувших и грядущих, история показывает – юридическая отрасль великолепно умеет приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.