Детали инициативы стали доступны «Коммерсанту»: реформирование антиотмывочного закона (ФЗ 115) основано на пресечении необоснованных отказов в обслуживании. Сейчас такое происходит, если кредитная организация заподозрила компанию в совершении сомнительных операций. Основное предложение – проверять транзакции до 5 млн руб, не более трех раз в течении года, а также не блокировать при этом счета. Для сотрудников банков рекомендуется вести персональную ответственность за необоснованные отказы, а на законодательном уровне закрепить обязанность банков выдавать клиенту мотивированный отказ в обслуживании. Центробанк все эти предложения готов рассмотреть.
Отдельная проблема – исключение из такого списка. Несмотря на то, что регулятор предложил механизм реабилитации, часть его работает только на бумаге. Предполагается, что восстановить клиента могут в самом банке, а если спор не удалось урегулировать на уровне кредитной организации, его решит специальная комиссия на основе Центробанка. При этом регламент работы такой комиссии регулятор еще не подготовил. На уровне самих кредитных организаций вопросы решаются неохотно – в банках нет подходящих специалистов и отделений для урегулирования.
Эксперты подчеркивают, что озвученные меры могут привести к негативным последствиям в первую очередь для бизнеса. Во-первых, «фильтрация» определенных сумм противоречит закону, так как система подразумевает остановку любой сомнительной транзакции независимо от суммы.
Для сомнительных клиентов комиссия за транзакции составляет 10–25%, при этом для постпроверки банкам понадобятся дополнительные мощности, что в итоге приведет к дальнейшему росту тарифов. Как сообщает ЦБ, при сомнительных операциях клиентов банк вправе использовать любой законный инструментарий, в том числе «заградительный» тариф, то есть повышенную комиссию.