Частный нотариус, который совершил умышленное преступление, не может больше сохранять свой статус, а его полномочия должны быть прекращены, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Подать иск о лишении статуса может не только нотариальная палата, но и прокурор. ВС дал такие разъяснения в деле президента нотариальной палаты Дагестана Магомеда Джалаева, которого прокуратура пытается лишить статуса. В 2016 году его осудили за клевету на коллегу. Джалаев в эфире телевидения заявил, что на нотариуса Абдула Рамазанова возбуждено больше 60 уголовных дел, хотя на самом деле не было ни одного. За это Джалаева приговорили к штрафу 300 000 руб., но сразу же амнистировали. Прокуратура предложила Нотариальной палате Дагестана инициировать иск, чтобы лишить нарушителя статуса – такая процедура предусмотрена законом. Палата бездействовала, и прокурор подал иск самостоятельно.
Он потерпел поражение в двух инстанциях. Они объяснили, что только палата может добиваться прекращения деятельности нотариуса в суде. Запрет для судимых за умышленные преступления касается только претендентов в нотариусы, а не практикующих специалистов, сочла первая инстанция. Апелляция добавила, что Джалаев осужден не как нотариус и не за совершение нотариальных действий.
С этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что нотариусы выступают от имени государства, и поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Исключительная компетенция нотариальных палат начинать процедуру лишения статуса не означает, что граждане не могут иначе защитить свои права, которые нарушил частнопрактикующий нотариус. Есть и другие способы контроля представителей профессии, особенно учитывая, что речь идет о президенте палаты, указывается в определении № 20-КГПР18-3. В частности, прокурор может инициировать дело о прекращении деятельности нотариуса в интересах России. С такими указаниями дело направили на пересмотр в первую инстанцию.