Как пишет «Коммерсант», проект подготовлен в рамках нацпроекта по экологии. Согласно ему, вводится система сводных расчетов загрязнения воздуха в населенных пунктах. Исходя из данных о выбросах всех стационарных и передвижных источников, будут оцениваться общие допустимые объемы загрязнения, измеряемые в тоннах.
Квоты на выбросы распределят между всеми хозяйствующими субъектами населенного пункта, за исключением тех, которые относятся к самой низкой (четвертой) категории опасности. Также нормативы не будут устанавливать для предприятий, заключивших с региональными властями соглашения в рамках комплексного плана по уменьшению уровня загрязнения. Объект, который не укладывается в квоту, должен поэтапно снизить выбросы до установленного уровня. Ответственность за нарушения нового режима, а также перечень объектов и порядок установления квот разработают отдельно.
Механизм в 2020–2025 годах протестируют в 12 городах, наиболее неблагополучных с точки зрения качества воздуха. Это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Череповец, Челябинск и Чита. Через два года общий объем выбросов должен снизиться на 5%, через пять лет – на 22%.
Российский союз промышленников и предпринимателей критикует законопроект за отсутствие экономической логики. По подсчетам бизнес-объединения, если убрать с городских дорог один автобус, что обойдется в 20 млн руб., то объем выбросов снизится на 1000 тонн. При этом переоборудование промышленного объекта с такой же эффективностью снижения выбросов в 1 млн тонн будет стоить 1 млрд руб.
Источник в правительстве признает, что документ сырой: «Необходима тонкая настройка практики его применения».