Страховщикам удалось в первом квартале этого года взыскать 2,7% от общего объема средств, выплаченных ими потерпевшим по договорам страхования. Эту возможность компаниям дает предусмотренная законодательством процедура регресса (обратного требования), в рамках которой они могут направить к лицу, причинившему вред, иск о возмещении ущерба.
В ЦБ отмечают, что последние показатели по таким искам демонстрируют «небольшой рост». В 2017 году суммы, которые были получены страховщиками при взыскании регресса, составили 1,5% от общих размеров выплат, а в 2018 - 2,2%.
Но в целом, по отдельным страховщикам «соотношение меняется от 0% до 3-4%». Об этом рассказала замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Светлана Никитина на совещании в Совфеде, посвященному праву регресса к лицу, причинившему вред в случаях обязательного страхования, пишет ТАСС. Однако сделать общий прогноз на 2019-й Никитина затруднилась, отметив, что из-за сезонности большинство договоров заключаются в конце года.
В целом, статистика свидетельствует о том, что компаниям по-прежнему непросто добиться возмещения выплат по страховым случаям. Основная проблема состоит в получении положительного судебного решения, указывает Владимир Шалаев - юрист компании BMS Law Firm. Это вытекает из особенности самих споров. «Даже если речь идет о ДТП (при ОСАГО), страховая может просто не доказать, что другое лицо, например, является виновником аварии», - приводит пример Шалаев. Убытки, по его словам, всегда довольно сложный предмет доказывания, так как надо подтвердить причинно-следственную связь между действиями лица, которое их причинило, и полученным вредом.