В рамках подготовки к Legalweek 2020 издание Law.com пообщалось с одной из ключевых спикеров конференции Legaltech Беттиной Варбург, исследователем блокчейн-технологий, предпринимателем, соучредителем компании Animal Ventures. Она выступит с основным докладом о новейших технологиях на конференции Legaltech.
- В каких формах, по вашему мнению, блокчейн будет завоевывать внимание на юррынке и как скоро технология станет такой же распространённой, как ИИ?
Беттина Варбург: Вместо одной конкретной области права, которая изменится из-за блокчейна, я, на самом деле, вижу много вероятных интересных сдвигов парадигмы. Один из них - способность вписать в программу условия бизнес-взаимодействия или даже регуляторные условия. Использование "умных" контрактов с блокчейном для автоматизации различных видов сделок означает, что условия, которые в противном случае основывались бы на письменных контрактах и угрозе судебных разбирательств, применяются де-факто. Конечно, открывается сфера для поиска средств правовой защиты на случай, когда "умные" контракты содержат баги или приводят к непредвиденным последствиям, но в целом это серьезный сдвиг.
Другое изменение парадигмы - возможность нотариального удостоверения или документирования идей в глобальном масштабе в режиме онлайн (патенты), проверку личности и организаций, концепцию e-discovery на основе блокчейна, а также кодирование ограничений на поток данных или активов.
-Назовите самое распространенное заблуждение, касающееся блокчейна?
Б.В.: Web3 будет основой перехода от цифровой экономики к децентрализованной. Экономические возможности децентрализованной экономики могут включать в себя совершенно новые бизнес-модели: все, от дробного владения и прав на активы, которые имеют цифровую защиту, до новых видов верифицируемых и уникальных активов (таких как аватары виртуального мира), до способности машин к автономному взаимодействию друг с другом. Виртуальная машина с сохранением состояния, по сути, создает общую реальность для цифрового взаимодействия.
- Поскольку блокчейн-цепочки нельзя изменить, думают ли специалисты, как исправить имеющиеся в них ошибки? Решается ли эта проблема новыми технологиями?
Б.В.: Блокчейн отражает состояние системы в конкретный момент, это важно для контекста децентрализованных приложений. Мы всегда можем выполнять операции, которые добавляют новую информацию к старой, и обновлять текущее состояние сети, чтобы сохранять точность. Это отличается от возможности "удалить" ошибки или предыдущую информацию. Точность не должна зависеть от удаления.
-Как вы думаете, что можно сделать для того, чтобы юристы лучше разобрались в технологии блокчейн?
Б.В.: Изучение блокчейна похоже на спуск в кроличью нору. Вы действительно должны отказаться от предубеждений. Фирмы должны посвящать время тому, чтобы юристы обучались на различные технологические темы, включая блокчейн, чтобы быть в курсе последних технологических практик. Есть еще и книги, и курсы в Интернете или университетские курсы, которые помогут заполнить пробелы.
- Какой самый большой технологический вопрос, с которым сталкиваются сегодняшние юристы, по вашему мнению, мало обсуждается?
Б.В.: Несмотря на то, что цифровая эра изменила многие отрасли, кажется, что юриспруденция остаётся "аналоговой".Сложным для юристов окажется вторичный технологический сдвиг, к которому ведет блокчейн и другие развивающиеся технологии. Юристам и фирмам будет сложно идти в ногу с изменениями, которые могут предложить новый "стандарт практики". Вероятно, это означает необходимость большей технологической специализации и/или интеграции технических навыков в работу юриста. Только понимания права будет уже мало - потребуется умело ориентироваться в технологиях.
- Каким будет ключевой момент вашего выступления?
Б.В.: Блокчейн - это виртуальные "машины", зависящие от состояния системы, обеспечивающие контекст для взаимодействия людей и машин. Благодаря этому свойству, блокчейн позволяют нам программировать транзакции, которые проходят по правилам, которые любой - и человек, и машина - может написать или выполнить.