Специальный режим для российских банков, которые проводят внешние операции в долларах и евро, предложил ввести Нацсовет финрынка. Он указывает, что девалютизация российской финансовой системы не может быть полной: с «токсичными» валютами все равно нужно проводить операции, например при импортных и экспортных операциях не подпавших под санкции компаний. «Известия» ознакомились с предложениями, которые Нацсовет финрынка направил в Центробанк.
Сейчас внешние валютные потоки идут в Россию через ограниченное количество банков. Для них, как полагает Нацсовет, нужно повысить лимит по валютным операциям или сделать ограничения более гибкими.
В Банке России сообщили, что учитывают предложения и замечания участников финансового рынка при подготовке Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2023–2025 годы. Ранее ЦБ опубликовал доклад «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», в котором поставил задачу по девалютизации российского рынка. По мнению ЦБ, доллары и евро в текущих условиях стали «токсичными» и финансовым организациям нужно сокращать операции с ними.
Представители банков не одобряют такие преференции для отдельной группы кредитных организаций. Ограниченное количество контрагентов не сможет справиться с объемом платежей, которые необходимы для внешнеэкономической деятельности России. Кроме того, внешняя торговля в РФ не монополизирована, поэтому возрождение действовавшей в СССР системы внешних расчетов через уполномоченные банки неуместно, полагает глава отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
«Непонятно, как эта схема позволит минимизировать риски попадания уполномоченных банков под санкции», — подчеркнула она.
Было бы полезнее включить кредитные требования, номинированные в «дружественных» валютах, в пул нерыночных активов, которые Банк России принимает в обеспечение по операциям рефинансирования коммерческих банков, считает вице-президент департамента по работе с финансовыми учреждениями «Росбанка» Александр Рахманин. Кроме того, он предлагает уменьшить отчисление обязательных резервов по депозитам граждан и компаний в валютах дружественных стран или даже совсем отказаться от них.