Иногда бизнесу сложно получать услуги в кредитной организации: банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета. Такие проблемы могут возникнуть, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает налоговое или «антиотмывочное» законодательство, поясняет Центральный банк.
Банки выявляют подозрительные операции по закону № 115. При этом они действуют на основе собственных внутренних правил и оценивают уровень риска каждого клиента. Им присваивают низкий, средний или высокий уровень риска («зеленый», «желтый» и «красный» уровни соответственно). И в зависимости от того, к какой группе отнесли клиента, банк будет выстраивать с ним отношения, объяснил регулятор.
Для снижения риска попадания в «красную» зону ЦБ советует:
- вовремя сообщать банку об изменении данных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подробно и внимательно заполнять платежки;
- быстро предоставлять документы в ответ на запросы банка;
- не дробить бизнес;
- уменьшать расходы наличными и не снимать их в большом объеме;
- самостоятельно проверять контрагентов;
- вести мониторинг поступающих документов, вовремя сдавать отчетность и платить налоги.
Отказ в открытии счета или проведении операции по нему можно оспорить, напоминает ЦБ. Для этого нужно подать в свой банк необходимые подтверждающие документы, которые рассмотрят в течение сами рабочих дней. Эта процедура называется реабилитацией. Если же реабилитироваться не удалось, можно в любое время обратиться в Межведомственную комиссию при ЦБ, решения которой обязательны для банков.
Центробанк, исходя из собственной аналитики, также оценивает уровень риска клиентов — юрлиц и ИП. С помощью сервиса «Знай своего клиента» регулятор доводит эту информацию до всех банков, а они могут ее использовать при оценке уровня риска бизнесмена. Но решение финорганизации все же принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоил и банк, и ЦБ, то операции по счету такого клиента прекращаются. Эту меру нужно обжаловать сразу в комиссию при ЦБ в течение шести месяцев после получения сообщения о применении мер.