С момента создания сервиса в 2012 году количество подаваемых через него документов увеличилось в 20,5 раза — с 767 700 в 2012 году до 15,7 млн в 2023 году. И почти в два раза с периода пандемии в 2020 году — с 8,8 до 15,7 млн в 2023 году соответственно. За первый квартал 2024 года (январь — март) количество поданных документов достигло показателя в 4,18 млн, что на 15,5% превышает значение за тот же период 2023 года.
Доля первичных документов, поданных в 2023-м через сервис «Мой арбитр», также превышает долю документов, поданных в инстанции офлайн. Так, в арбитражные апелляционные суды через онлайн-подачу направлено 81,6% документов. За этот же период в арбитражные суды кассационной инстанции подано онлайн 84,4% от всего потока документов. В кассацию и надзорную инстанцию Верховного суда в 2023 году через сервис «Мой арбитр» онлайн поступило 87,8% и 78% от объема всех документов соответственно.
По итогам 2023 года в пятерку лидеров среди регионов по доле документов, подаваемых онлайн, вошли:
- Московская область — 92,8%;
- Тверская область — 90,2%;
- Республика Башкортостан — 88,6%;
- Челябинская область — 86,9%;
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра — 85,4%.
Николай Викторович Архиереев, председатель Арбитражного суда Республики Башкортостан, канд. юрид. наук: «Начиная с 2021 года Арбитражный суд Республики Башкортостан ставит рекорды по количеству рассмотренных дел и заявлений. Это вызвано экономической развитостью Республики Башкортостан, что обуславливает большое количество споров среди субъектов экономической деятельности и значительное количество сложных дел. Постоянно увеличивающееся количество исков и заявлений, поступающих на рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан, становится первопричиной роста объема документов, подаваемых в электронном виде. Развитие электронного документооборота в судопроизводстве в первую очередь реализует повышение доступности правосудия для граждан — это удобно, быстро и экономически выгодно. Электронный документооборот существенно сокращает время обработки и регистрации поступающих документов. Государство расходует большие суммы на почтовые отправления, необходимые для извещения участников процесса, поддержание документооборота. Цифровизация же судопроизводства позволит в дальнейшем сократить эти расходы и снизить нагрузку на судебную систему».
«Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает седьмое место по площади среди субъектов России и считается одним из ведущих по социально-экономическому положению. Большая часть муниципальных образований находится на значительном удалении от столицы региона, поэтому участники арбитражного процесса все чаще используют электронные сервисы правосудия, в том числе подачу документов через систему «Мой арбитр». Кроме того, по нагрузке суд входит в десятку арбитражных судов России: в 2023 году средняя нагрузка на одного судью Арбитражного суда ХМАО — Югры составила 209,1 дела в месяц. Цифровые каналы взаимодействия способствуют экономии времени и денежных затрат на почтовые расходы участников арбитражного процесса. Преимуществом для сторон становится также круглосуточная работа сервиса и своевременность подачи процессуальных документов, исчисление процессуального срока подачи документов. Отправка и обработка документов происходят без задержек. Все документы находятся в единой системе, к которой можно обратиться в любое время с любого рабочего места в здании суда. Документы, поданные в системе, автоматически загружаются в электронное дело КАД, в любое время суды первой и вышестоящих инстанций имеют доступ к материалам дел, поданным через систему», — комментирует Денис Павлович Лисянский, председатель Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
«В Арбитражном суде Тверской области значительный перевес в пользу подачи документов в электронном виде сохраняется со времен пандемии COVID-19, когда такой способ был фактически основным. Организация цифровых каналов взаимодействия со сторонами привела к двум разнонаправленным явлениям: с одной стороны, на суд легла дополнительная работа по распечатыванию (хотя бы частичному) входящей документации с вытекающим отсюда ростом расходов, так как по законодательству суд обязан хранить в архиве судебные дела и иные документы в течение определенного времени. С другой стороны, существенно уменьшилась нагрузка по сканированию и подшивке входящих документов. Кроме того, электронное дело формируется автоматически, что существенно упрощает доступ к материалам дела. Опыт последних лет показал перспективность развития электронного правосудия, в частности каналов взаимодействия со сторонами и перехода на безбумажные технологии. Однако все эти процессы существенно зависят от надежности имеющихся программно-технических средств», — рассказали представители Арбитражного суда Тверской области.
Российская судебная система входит в число признанных лидеров по цифровизации и автоматизации во всем мире. Так, онлайн-подача документов становится неотъемлемой частью судопроизводства, повышая эффективность работы судов и снижая нагрузку на судей, обеспечивая удобство взаимодействия с судебной системой. Рост количества подаваемых документов через сервис «Мой арбитр» служит наглядным подтверждением востребованности и доверия у граждан и хозяйствующих субъектов к удобным цифровым решениям.
Сервис «Мой арбитр» для онлайн-подачи документов в арбитражные суды был разработан и интегрирован в «Электронное правосудие» в 2012 году. Комплекс «Электронное правосудие» — первая в России система электронного документооборота для судов и участников судебного процесса. Разработчик комплекса — компания «ПравоТех». Система установлена во всех арбитражных судах России.
«ПравоТех» — российский разработчик инновационных IT-решений, пионер и лидер одноименной отрасли правотех в России. Команда сделала российское правосудие электронным, создав в 2008 году систему «Электронное правосудие» (сервисы «Картотека арбитражных дел» и «Мой арбитр»).
Среди ключевых продуктов «ПравоТех» также система для мониторинга судебных дел и проверки контрагентов Casebook, решение для поиска и анализа судебной практики Caselook, платформа «Управляй (делами)» для комплексного управления юридическими процессами.