В 2018 году «Волгабас Волжский» заключил контракт с «Хайгер Бас Компани Лимитед» на поставку автобусных шасси из КНР. Общая цена контракта составила $4,7 млн, срок реализации — до конца 2022 года. Иностранная сторона утверждает, что исполнила обязательства по поставке, а российская компания не рассчиталась полностью.
В августе 2022-го «Хайгер Бас Компани Лимитед» подала иск в российский суд, потребовав взыскать $2,2 млн задолженности и $739 000 убытков (дело № А12-22543/2022). В договоре между сторонами была арбитражная оговорка о том, что споры должен разбирать Лондонский международный арбитражный суд (LCIA). При этом китайская компания обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области.
Ответчик возражал, просил оставить иск без рассмотрения из-за ненадлежащей подсудности и настаивал на применении арбитражной оговорки.
Суд первой инстанции удовлетворил иск и взыскал долг с «Волгабас Волжский». Тогда ответчик подал жалобу. Апелляция отказала ему по ст. 248.1 АПК («Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера»). Суд указал, что введение Великобританией антироссийских санкций может воспрепятствовать доступу к правосудию российских лиц.
Эксперты поделились с «Интерфаксом» мнениями о споре. Одни указывают, что при отсутствии персональных санкций арбитражная оговорка сохраняет юридическую силу и приоритет нужно отдавать согласованной сторонами юрисдикции. Советник Иван Рыбаков пояснил: «Это дело выделяется тем, что при его рассмотрении суд пришел к выводу об ограничении для российской компании-ответчика доступа к правосудию в иностранном арбитраже, вопреки позиции самой компании».
Другие отмечают, что уклонение от арбитражной оговорки сейчас достаточно широко применяется в практике отечественных судов. Такой точки зрения придерживается партнер Юрий Воробьев.
Фирма «Волгабас Волжский» намерена обжаловать принятое решение в кассации.