ПРАВО.ru
Практика
9 декабря 2024, 12:10

Euroclear возобновил расчеты по десяти еврооблигациям

Решение коснулось евробондов «Русала», РЖД и «Евраза». На возобновление расчетов могли пойти из-за отсутствия контроля замещения и растущих издержек по возмещению не только ущерба, но и стоимости заблокированных ценных бумаг, считают эксперты.

Бельгийский депозитарий Euroclear возобновил расчеты по десяти еврооблигациям российских компаний, сообщает РБК. Соответствующее уведомление получили клиенты банка, что подтвердили участники отрасли и юристы. В список вошли евробонды «Русала», РЖД и «Евраза». Благодаря снятию ограничений с расчетов инвесторы смогут переводить бумаги из списка на российские депозитарные счета в Euroclear, а затем предъявлять эти бумаги эмитенту для замещения.

Замороженные активы: как снять зарубежную блокировку и вернуть деньги

В июне бельгийский депозитарий приостанавливал работы с активами, имеющими отношение к НРД, «до получения разъяснений». Эксперты объясняют, что сейчас Euroclear все проверил и пришел к выводу, что нарушений нет. На этом основании операции с некоторыми бумагами возобновили. Юристы считают, что причиной такого решения могло еще стать отсутствие контроля процесса замещения евробондов. Сейчас он проходит согласно российскому законодательству. Пока нет санкций ЕС в отношении эмитентов, они готовы пойти на компромисс, открыв определенные возможности по указанным еврооблигациям для того, чтобы контролировать процесс замещения, объясняет юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Природные ресурсы группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Энергетика группа Интеллектуальная собственность (регистрация) 2место По количеству юристов 4место По выручке 14место По выручке на юриста Профайл компании Ирина Ротачкова.

Еще одна вероятная причина возобновления расчетов – это растущие издержки Euroclear по судебным разбирательствам с российскими инвесторами. Многие российские банки судятся с бельгийским депозитарием, и суды выносят решения в их пользу. Кроме этого, сейчас начинает складываться практика, по которой взыскивают не только ущерб по части купонных выплат, но и стоимость заблокированных ценных бумаг. Так было, например, в деле Александры Гольдман (дело № А40-301501/2023).


Разбирательство Гольдман против Euroclear

В середине ноября Арбитражный суд города Москвы обязал бельгийский Euroclear Bank SA/NV возместить Александре Гольдман убытки от заблокированных ценных бумаг и доходов по ним в размере $1,8 млн, £110 000 и €107 000. Суд сослался на ст. 209 ГК («Содержание права собственности»), указав, что «истец как российский держатель ценных бумаг, права владения которых учитывались через счета Национального расчетного депозитария у ответчика, перестал получать выплаты по ценным бумагам, определять их судьбу и решать, как их использовать». Доводы самого банка и депозитария об отсутствии вреда (ответчик и третье лицо ссылались на временный характер ограничительных мер) были отклонены: «Формальное сохранение права собственности на ценные бумаги, не сопряженное с владением и распоряжением, не является доводом в пользу отсутствия имущественного вреда со стороны ответчика».