Предприниматель Фарит Садыков нанимал самозанятых для выполнения работ. Он не заключал с ними трудовые договоры и не платил НДФЛ как налоговый агент. После проверки налоговая доначислила налог в размере 2,6 млн руб.
Предприниматель не согласился с решением инспекции и подал иск в суд (дело № А76-20897/2023). Суды согласились, что отношения между Садыковым и самозанятыми были трудовыми и НДФЛ надо было платить. Но они решили, что сумму доначисленного налога надо пересчитать. Суды указали, что самозанятые заплатили в бюджет почти 795 000 руб. налога на профессиональный доход. У этого платежа такая же налоговая база, как и у НДФЛ, поэтому инспекции нужно зачесть эту сумму, а размер штрафа уменьшить соразмерно.
Налоговая привела довод, что п. 10 ст. 226 НК не предусматривает включение самостоятельно уплаченных налогов физлицами в сумму налога, который должен был заплатить налоговый агент. Но суды отклонили этот аргумент.
Тогда инспекция подала жалобу в Верховный суд. Госорган указал, что субъект правонарушения — налоговый агент, который не исполнил свою обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ. А штраф установлен не за неуплату, которая причинила ущерб бюджету, а за неисполнение обязанности налогового агента. Именно бездействие предпринимателя составляет состав налогового правонарушения. При этом размер штрафа нужно определять как процентное соотношение от суммы налога, которую нужно заплатить, а не от того, что уже заплатили.
Кроме этого, инспекция уточнила, что самозанятые и налоговые агенты — это разные субъекты налоговых правоотношений с разными обязанностями. Налоговый агент не может переложить свои обязанности на налогоплательщика. А если самозанятые уплатили налог на профессиональный доход в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать и исчислить НДФЛ, то это не означает, что налоговый агент бездействовал правомерно.
Судья Татьяна Завьялова посчитала, что доводы инспекции заслуживают внимания, и передала жалобу на рассмотрение экономколлегии.