Европейская комиссия опубликовала разъяснения о применении положений ст. 5ae Регламента 833. Новую норму добавили в конце февраля в рамках 16-го пакета санкций ЕС. Согласно пояснению Еврокомиссии, под запретом не только сделки с подсанкционными российскими аэропортами, шлюзами и портами. Ограничения затрагивают и любые другие услуги и помощь, в том числе косвенные транзакции. К таким сделкам, в частности, относятся:
- предоставление программного обеспечения для управления воздушным движением;
- обучение по вопросам управления транспортными средствами;
- консультации по взаимодействию с пассажирами и грузами;
- строительство терминалов или портовых сооружений;
- поставка и погрузка грузов;
- оплата причальных сборов;
- поддержание работы инфраструктуры.
Как отмечает Еврокомиссия, это лишь примеры, а не исчерпывающий список. При этом есть и исключения, например транзит сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения. Сюда же отнесли импорт природного газа, полезных ископаемых и металлов через Россию в ЕС. То же касается и транзакций, необходимых для транспортировки нефти как из России, так и через нее, если это не запрещено регламентом напрямую.
Кроме того, ограничения не затрагивают третьи страны, которые используют российскую инфраструктуру для транзита товаров, в том числе энергетических продуктов (нефти, газа, угля). Запрет на транзакции с портами и аэропортами распространяется лишь на судна под флагом государства — члена ЕС, но независимо от национальности экипажа и фактического владельца.