Ассоциация российских банков предлагает ввести отдельное регулирование для банков, которые намерены совершать в России сделки исламского финансирования. Эти инициативы содержатся в письме, которое президент АРБ Гарегин Тосунян направил главе департамента банковского надзора ЦБ РФ Рубену Амирьянцу; оно размещено на сайте ассоциации.
Как отмечает Тосунян, сейчас российское законодательство не позволяет банкам в полной мере заниматься исламским банкингом: "Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое "исламский финансовый институт" или "банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов", "сукук", "мудараба" и т.п.". Для решения этой проблемы предлагается принять специальный федеральный закон, например назвав его "Об исламских финансах", помимо прочего, определяющий все эти понятия.
Кроме того, предлагается разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления таких операций локальным актом ЦБ. "В лицензии, возможно, необходимо будет оговорить, что кредитная организация, лицензированная для оказания исламских финансовых услуг, может в регулярном порядке принимать на баланс неденежные активы (вне торговой книги), которые не будут рассматриваться как непрофильные и не станут подвергаться повышенному резервированию", – говорится в обращении АРБ.
Также предлагается создать в структуре Банка России специализированное подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, соответствующих исламским принципам.
Исламский банкинг, как отмечается в письме АРБ, является альтернативной традиционному банковскому делу. Из него исключены инструменты, запрещенные исламом и законами шариата – ссудный процент и ростовщичество (рибы), чрезмерный риск (гарар) и неопределенность (майсир). Кроме того, запрещается вкладывать средства и получать доход от производства и продажи свинины, алкоголя, оружия, а также индустрии "низменных чувств" – проституции, порнографии, азартных игр, подчеркивается в обращении.