ПРАВО.ru
Обзор СМИ
2 июня 2025, 10:13

Утренний обзор за 2 июня: запрет онлайн-продаж и внешнее управление

Дилеры собрались запретить производителям продажу машин онлайн. Поставщики авиатехники обеспокоены указом президента о внешнем управлении при срыве госконтракта. Авиаотрасль недовольна новыми правилами доступа к услугам аэропортов. Об этих и других новостях — в утреннем обзоре Право.ru.

Компаниям предложат страховку при переходе с зарубежных систем управления на российские. Такой страховой полис разрабатывает «Страховой дом ВСК» по запросу Национального центра компетенций по информационным системам управления холдингом (НЦК ИСУ) и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, узнал РБК. Продукт позволит застраховать риски перехода с зарубежных на отечественные ERP-системы (предназначены для автоматизации бизнес-процессов). Полис будет страховать от кибератак и внешних нарушений безопасности, от ошибок сотрудников и различных сбоев, рассказал изданию гендиректор НЦК ИСУ Кирилл Семион. Он также отметил, что в будущем к проекту могут привлечь и другие страховые компании. Сейчас треть рынка ERP в России занимают иностранные системы, включая SAP, Microsoft и Oracle — все они покинули российский рынок в начале 2022 года. Процесс перехода с одной ERP-системы на другую сложный и дорогой, а страхование рисков позволит менеджменту и владельцам компании решиться на такой переход и минимизировать возможные издержки, считает глава ассоциации Николай Комлев.

Указ о внешнем управлении обеспокоил поставщиков авиатехники. 30 мая президент подписал указ о введении внешнего управления в авиа- и судостроительных компаниях за срыв госзаказов в военное время. Проблемы с поставками также могут привести к приостановке прав акционеров этих компаний. Производители опасаются, что временные меры в случае срыва госконтракта могут привести к изъятию компаний в пользу государства, сказали «Коммерсанту» поставщики материалов и комплектующих для гражданского самолетостроения. Один из собеседников отмечает, что гражданский госзаказ часто исполняют компании, параллельно работающие по гособоронзаказам, за срыв которого грозит уголовная ответственность. Новая мера может привести к оттоку частных предприятий из проектов гражданского госзаказа, считают источники.

Крупнейшие экосистемы будут проверять на финансовые риски. Это следует из проекта национального плана развития конкуренции на 2026–2030 годы, пишут «Ведомости». Помимо мониторинга, власти хотят выработать требования к составлению и представлению ими отчетности и механизм ее анализа. Рынок экосистем планируют анализировать по нескольким пунктам, в том числе с точки зрения конкуренции. Властям необходимо проработать критерии оценки, чтобы не допустить запрета со стороны экосистемы на использование клиентом сервисов другой аналогичной платформы, говорится в документе. Обсудят также требование об обеспечении открытой модели работы — с допуском неограниченного круга поставщиков, соответствующих публично установленным экосистемой критериям.

Доля сделок с недвижимостью на торгах достигла рекорда. С января в России в рамках торгов заключили сделок с недвижимостью на 56 млрд руб., пишут «Ведомости» со ссылкой на данные консалтинговой компании IBC Real Estate. Доля таких транзакций в структуре всех инвестиций составила 24% — это рекорд за последние пять лет, отметили аналитики. Торги позволяют собственникам продать активы по более высокой цене, и в отдельных случаях стартовая стоимость лота возрастает в несколько раз. Рост доли тендерных сделок, по мнению экспертов, также связан с финансовыми трудностями у компаний, чьи активы продают в рамках процедуры банкротства.

Производителям и дистрибьюторам запретят прямые онлайн-продажи машин. С таким предложением к ФАС обратилась Ассоциация «Российские автодилеры», сообщили «Ведомости». Изменения хотят внести в готовящийся национальный план по развитию конкуренции на 2026–2030 годы. Сейчас документ предусматривает развитие прямых онлайн-продаж от автоконцернов и дистрибьюторов населению в объеме не менее 5% от общей реализации к концу следующего года. По мнению ассоциации, это может навредить конкуренции на рынке и привести к ущемлению прав и интересов дилеров. В частности, им смогут навязывать невыгодные условия работы: поставки неликвидных автомобилей, фиксацию цен, раздел рынка по территориальному признаку, указали в ассоциации. В качестве альтернативы полному запрету прямых продаж автоконцернам дилеры просят распространить норму о доле в 5% онлайн-продаж на всех участников рынка.

Авиаотрасль раскритиковала правила доступа к услугам аэропортов. Новые правила, которые позволят авиакомпаниям находиться в равных условиях при пользовании услугами аэропортов, правительство утвердило 29 мая. Документ устанавливает порядок рассмотрения заявок на слоты отправления и прибытия самолетов в аэропортах и определяет порядок очереди для получения доступа к услугам и инфраструктуре по обеспечению авиационным топливом. Авиаперевозчики и аэропорты не увидели в новой редакции реализации своих предложений, узнал «Коммерсант». В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта изданию сказали, что документ в общих чертах закрепляет уже действующие положения и не решает проблему с навязыванием допуслуг или завышением тарифов. Конкретизировать обязанности аэропортов и утвердить методику расчета стоимости их услуг предлагал также «Аэрофлот». В частности, перевозчик хотел обеспечить в крупных аэропортах присутствие нескольких операторов (включая независимых) и поставщиков топлива. Аэропорты тоже просили пересмотреть правила, например закрепить дополнительные основания для отказа в заключении договоров на обслуживание авиакомпаний. Собеседники газеты надеются, что ФАС в будущем конкретизирует положения отдельным нормативным актом.