Конституционный суд определил, что сотрудники полиции не могут привлекать участников публичных мероприятий к административной ответственности за сокрытие лица без исследования целей, ради которых потребовалось их применение. Такая позиция изложена в определении КС от 7 июля.
КС рассмотрел жалобу граждан А. В. Анохина, Д. В. Бадова, В. А. Бочкарева и А. Г. Корнеева на неконституционность п. 1 ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 7, ч. 1.1 ст. 8 закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, которые устанавливают требования к участникам публичных мероприятий. Кроме того, в жалобе указанных лиц оспаривается конституционность ч. 5 ст. 20.2 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение порядка проведения таких мероприятий.
Согласно материалам дела, 11 апреля 2014 года группа из пяти человек (также гражданка А. М. Алиева, не являющая заявителем жалобы в КС) в сквере имени А. С. Пушкина города Самары провела без предварительного уведомления пикетирование в рамках международной акции "День молчания". Участники мероприятия заклеили рот скотчем – в этом сотрудники полиции усмотрели нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий. Кроме того, полицейские посчитали несоблюдением порядка сам факт проведения пикетирования без уведомления компетентных органов. При этом тот факт, что мероприятие проводилось в специально отведенном месте, они не посчитали поводом для освобождения организаторов пикета от ответственности.
16 июля того же года Анохина была освобождена от ответственности постановлением Самарского райсуда в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Суд указал на то, что законодательство не предусматривает процедуры согласования проведения публичных мероприятий в специально отведенных местах, а заклеивание рта скотчем не является средством маскировки. Затем данное решение было отменено по протесту прокурора этого суда и постановлением от 27 октября 2014 года Анохина была признана виновной.
Бадова, Бочкарева и Корнеева также были признаны виновными постановлениями районных судов Самары, но в отличие от Анохиной их обвинили лишь в участии в пикетировании без подачи предварительного уведомления. Дело в отношении пятой участницы мероприятия – Алиевой – было прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Остальные же участники пикета обратились в Верховный суд с надзорными жалобами, где также получили отказ в их удовлетворении на том основании, что проведение коллективного пикетирования во всех без исключения случаях требует подачи предварительного уведомления.
По мнению заявителя, оспариваемые ими нормы противоречит целому ряду положений Конституции, в частности ст. 31, согласно которой россияне имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
КС, в свою очередь, установил, что оспариваемые гражданами нормы не содержат признаков неопределенности правого регулирования порядка проведения публичных мероприятий в специально отведенных местах. По этой причине КС не потребовал от законодателя внесения поправок в законодательство, но при этом он разрешил участникам митинга скрывать лицо, если идентифицировать гражданина при этом представляется возможным.
С текстом определения Конституционного суда от 7 июля 2016 года № 1428-О по жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно ознакомиться здесь.