В России человека, у которого нет гражданства невозможно выдворить за пределы страны, поэтому он может бессрочно находиться в центре временного содержания. Сегодня Конституционный суд постановил этот порядок изменить.
История вопроса
Поводом для рассмотрения вопроса послужила жалоба, подал которую уроженец Грузии Ноэ Мсхиладзе. Он с 2015 года находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) Санкт-Петербурга, дожидаясь выдворения из России. При это выдворить его из РФ невозможно. Мсхиладзе родился в 1972 году в Грузии, в 1988 году приехал в Ленинград. С начала 1990-х годов он проживает в Санкт-Петербурге, не имея гражданства. Мсхиладзе женился, был судим. Однако в 2014 году, после того как он вышел из тюрьмы, Минюст решил выдворить его за пределы РФ, однако Грузия отказалась его принимать. Так Мсхиладзе оказался в ЦВСИГ. При этом находится в Центре для иностранцев по закону можно два года (ст. 31.9 КоАП), а прекратить действие постановления о выдворении невозможно (ст. 31.7 КоАП).
Мсхиладзе пытался прекратить производство о выдворении через суд, но безуспешно. Суды говорили о том, что КоАП устанавливает двухлетний срок давности исполнения любого административного наказания, но не предусматривает пересмотра решения об административном выдворении или прекращения его исполнения из-за отсутствия фактической возможности это сделать. В своей жалобе в КС заявитель отметил, что ст. 31.9 и ст. 31.7 КоАП не позволяют судам до истечения двухлетнего срока давности исполнения постановления об административном выдворении разрешить по существу вопрос о законности содержания лица в специальном учреждении. Кроме того, суды также не могут проверить наличие реальной возможности фактического выдворения и освобождения из ЦВСИГ. Такое бессрочное содержание в Центре, по мнению Мсхиладзе, нарушает основные права и свободы человека.
Что можно и нельзя апатридам
КС рассмотрел дело в середине апреля. Тогда полпред Госдумы в КС Татьяна Касаева отметила, что сокращение сроков пребывания лиц без гражданства в ЦВСИГ находится в сфере интересов выдворяемого лица. При этом, как заявила Касаева, апатриды должны соблюдать законодательство страны, в которой они находятся. Полпред Думы подчеркнула, что, если оставить в приоритете права выдворяемых лиц, то это нарушит паритет интересов этих лиц и российского общества и государства. При этом полпред Совета Федерации Андрей Клишас заметил, что права Мсхиладзе нарушены, однако оспариваемые нормы не являются неконституционными. А полпред президента РФ в КС Михаил Кротов, в свою очередь, обратил внимание, что в КоАП не указаны максимальные сроки содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в ЦВСИГ, при этом ЕСПЧ говорит о том, что содержание в таких Центрах равняются лишению свободы (см. "КС решит, можно ли выдворить из РФ лицо без гражданства, если его некуда депортировать").
Что решил КС
Суд отметил, что ранее уже указывал, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность на неопределенный срок не согласуется с конституционными гарантиями. Кроме того, КС напомнил, что ЕСПЧ также подчеркивает – любое лишение свободы должно отвечать конвенционным критериям, защищающим человека от произвола властей, а основания его законности нельзя толковать расширительно. При этом Страсбург, оценивая институт выдворения иностранцев и лиц без гражданства, указывает, что продолжительность задержания под стражей не должна превышать срока, обоснованно необходимого для достижения преследуемой цели.
КС отметил, что КоАП не предписывает судье по делам о выдворении устанавливать конкретный срок содержания лиц без гражданства в специальных учреждениях. Более того, законом не предусмотрен судебный контроль за законностью и обоснованностью такого содержания, если их выдворение сталкивается со значительными трудностями. Однако КоАП, как указал КС, обязывает суд устанавливать конкретный срок пребывания депортируемых лиц в специальном учреждении. Это по мнению КС, говорит о том, что лица, подлежащие выдворению, не только законодательно поставлены в состояние неопределенности в вопросе о сроках своей изоляции в спецучреждении, но и лишены возможности получения эффективной судебной защиты.
Таким образом, суд пришел к выводу, что оспоренные нормы не соответствуют Конституции РФ. КС обязал законодателя внести изменения в КоАП, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению. Пот этом суд указал, что законодатель вправе предусмотреть в КоАП обязанность судей устанавливать конкретные сроки применения этой меры обеспечения, а также закрепить особый миграционный статус апатрида, освобожденного из спецучреждения, который позволит осуществлять контроль за ним до истечения срока давности исполнения постановления об административном выдворении. Дело Мсхиладзе КС постановил пересмотреть.