Центробанк обсуждает с представителями бюро кредитных историй внедрение системы уникальных номеров кредитных договоров, которая позволит избежать путаницы из-за их дублирования в различных банках. Об этом "Коммерсантъ" узнал от участников рынка.
Благодаря такой системе можно будет идентифицировать конкретный кредит по его номеру. Планируется, что этот номер будут вносить в кредитную историю заемщика, рассказал один из собеседников издания. Система будет работать по аналогии с практикой, используемой при выпуске банковских карт: когда каждое кредитное учреждение получает список доступных лишь ему номеров.
Для того чтобы упорядочить кредитные истории, а также избежать неразберихи с клиентами и их кредитами, ЦБ изначально хотел применять СНИЛС (лицевой счет, который содержится в свидетельстве обязательного пенсионного страхования). Сейчас он выступает единственным уникальным идентификатором граждан, поскольку гражданин получает его один раз в отличие от паспорта, который приходится периодически менять. Планировалось, что кредиторы будут вписывать в титульные части кредитных историй данные о СНИЛС (см. "ЦБ просит ПФР дать банкам доступ к базе СНИЛС"). Новшество должно было заработать с начала этого года. Но Пенсионный фонд, который держит всю базу данных СНИЛС, после затяжных переговоров отказался предоставлять банкам такие сведения (см. "ПФР отказался открыть банкам доступ к базе СНИЛС клиентов").
Поэтому ЦБ задумался о новом идентификаторе. Для этого необходимо внести поправки в закон "О кредитных историях", которые дадут регулятору полномочия самостоятельно определять содержание титульной части кредитной истории. Пока в ней прописываются паспортные данные физлиц, а также СНИЛС и ИНН в качестве необязательной информации. Участники рынка поддерживают идею однозначной идентификации заемщиков. Но, по их мнению, решение этой задачи может усложнить сам процесс выдачи кредитов. Систему единого идентификатора будет затруднительно реализовать на практике, считают в бюро кредитных историй: для это понадобятся новые технологии, а также дополнительные затраты со стороны всех участников процесса.