ПРАВО.ru
Новости
14 июня 2017, 15:48

ВС определил, можно ли в тендере указывать несколько стран происхождения товара

ВС определил, можно ли в тендере указывать несколько стран происхождения товара

"Управление по осуществлению закупок Пензенской области" и ФАС пытаются выяснить в суде, мог ли участник тендера указать в документах несколько стран происхождения товара.

Закупочное учреждение разместило на официальном сайте тендер на поставку лекарства от артрита. Заказчиком был Минздрав области. Для участия в аукционе заявки подали две компании – ООО "БиоСамараФарм" и ООО "УльтраФармГрупп". Последней отказали в допуске к конкурсу, поскольку в документах компания указала несколько стран происхождения товара: Сингапур, Ирландию, Россию, Бельгию и Нидерланды. А в соответствии с законом о контрактной системе, должна быть указана конкретная страна происхождения товара.

Компания оспорила отказ, и комиссия антимонопольной службы признала, что указание нескольких стран происхождения товара не противоречит требованиям законодательства, и оснований для недопуска не было. Закупочному учреждению выдали предписание об устранении нарушения, потребовав отменить рассмотрение заявки от оставшегося единственного участника аукциона, и провести его заново с двумя компаниями.

Организатор тендера не согласился с этим и подал иск в АС Пензенской области, который его удовлетворил (дело № А49-307/2016). Однако 11-й ААС это решение отменил, а Арбитражный суд Поволжского округа с ним согласился, разрешив в итоге "УльтраФармГрупп" участвовать в тендере.

После этого "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" обратилось в Верховный суд с жалобой на действия ФАС. В законе о контрактной системе нет запрета на указание нескольких стран происхождения товара, но смысл, как оказалось, не в том, что их несколько, а в том, что эти сведения были недостоверными. Компания указала в своей заявке Россию, Бельгию и Нидерланды, которые не являются странами происхождения этого лекарства от артрита, а значит, "УльтраФармГрупп" все-таки нарушила правила. Это признал суд первой инстанции, и закупочная компания требует, чтобы Верховный суд подтвердил, что спорная заявка должна быть отклонена.

Организатор аукциона указывает, что производится лекарство в Ирландии или Сингапуре, упаковывается в Бельгии или России, выпускающий контроль качества осуществляется в Нидерландах или России. Следовательно, страной происхождения препарата может быть Ирландия или Сингапур, все остальные страны не являются "странами происхождения", хоть и участвуют в выводе товара на рынок. Согласно закону, страна происхождения – это страна, где товар подвергается существенной обработке или переработке. Если стран несколько, то в заявке необходимо указывать последнюю страну, где его перерабатывали.

Коллегия ВС по экономспорам рассмотрела это дело 14 июня. Руководитель закупочной компании на заседании уточнил, что претензии к "УльтраФармГрупп" связаны с указанием недостоверных сведений, а не пяти стран происхождения лекарства.

Позиция ФАС заключалась в том, что участник может указать несколько стран происхождения, в соответствии с регистрационным удостоверением товара. Да, отказ правомерен, если в заявке указана недостоверная информация, однако "УльтраФармГрупп" отстранили от участия в тендере не по этой причине, поскольку сведения о недостоверности вскрылись позже.

Верховный суд оставил в силе акты 11-го ААС и арбитражного суда Поволжского округа, не удовлетворив таким образом жалобу "Управления по осуществлению закупок Пензенской области".