Центр стратегических разработок подготовил «Обзор предложений по совершенствованию системы исполнения наказаний». Анализ мнений экспертов показал: число заключенных нужно уменьшать, количество сотрудников ФСИНа избыточно, а наказание за экономические преступления стоит пересмотреть.
Отойти от «войны»
Мнения экспертов сходятся в том, что от стратегии «войны с преступностью» нужно перейти к «снижению вреда»: у нарушителя закона с желанием исправиться, должен быть шанс вернуться в общество его полноправным членом. Обратная ситуация только стимулирует повторную преступность. Специалисты отмечают, что в случае нетяжких преступлений лишение свободы — неразумная мера, эффективнее было бы выплатить штраф: потерпевший получит компенсацию, а общество сохранит ресурсы.
Предложения специалистов в общей массе связаны «со смягчением репрессивного подхода», в первую очередь в отношении тех, кто преступил закон впервые или представителей уязвимых групп. Главная цель — снизить количество тюремного населения.
Отмечается, что в местах лишения свободы должны находиться только осужденные за тяжкие преступления, в прочих случаях (в том числе за неумышленные преступления) стоит защищать от тюрьмы, чтобы граждане не впитывали криминальную культуру.
Ставка на гуманизм
Сменить подход эксперты рекомендуют к экономическим преступлениям: перейти к административному порядку, и только при повторных нарушениях — к уголовному. Смягчения хотят добиться и по вопросу наркотиков: часто за их хранение для собственного потребления назначаются реальные сроки, при этом наказание «не соответствует общественной опасности преступления».
Взятие под стражу во время процесса также предлагается минимизировать и использовать как крайнюю меру, а вместо этого чаще применять залоги.
Процедуру вынесения самого приговора предлагается разделить на два этапа: доказывание виновности или невиновности и выбор наказания виновного. Более детально должны устанавливаться обстоятельства, влияющие на размер и вид наказания. Психологи отмечают, что необходимо исследование ценностных ориентаций, мотивации, свойств личности представшего перед судом человека.
Отдельно эксперты настаивают: институт амнистии должен работать шире и распространяться на длину срока оставшихся граждан в колонии. Для помилования не должно быть дополнительных условий для подачи ходатайства. В случае освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью необходимо выработать единый подход к подобным решениям на практике. По УДО также настаивают на исключении противоречий.
Существенную пользу, по мнению экспертов, принесла бы система стимулов за исполнение режима в колонии. Предлагается также ввести льготы для компаний, которые обязуются принять на работу отбывших наказание, а также сконцентрироваться на профессиональном образовании.
Статус — жертва
Дискуссионным оказался вопрос о месте потерпевшего в процессе наказания. Одни специалисты сходятся в том, что потерпевший не может быть наделен функциями обвинителя, а значит и наказание не должно преследовать цели удовлетворения чувства мести потерпевшего. Другая часть экспертов настаивает на том, что жертва может участвовать в процессе по вопросу меры пресечения, а также получать дальнейшую информацию о месте отбывания наказания преступника и его характеристиках.
Гораздо большей проблемой названа помощь пострадавшим от преступлений в России, которой фактически нет. Предлагается создать специальные федеральные фонды для компенсации ущерба, если нет возможности получить ее от правонарушителя.
Реорганизация уголовно-исполнительной системы
На этот счет мнения также разделились: стоит ли переводить ФСИН из силового ведомства в гражданское. Отмечается, что это может негативно сказаться на дисциплине. Вопросы у экспертов вызывает количество сотрудников ведомства, которое считается избыточным.
Изменить считают необходимым оценку эффективности работы колоний: нужно исключить предотвращенные побеги и нарушение режима, но оценивать социализацию осужденных и количество рецидивов.
С точки зрения труда заключенных, предлагается наращивать участие предпринимателей для поддержания тюремной инфраструктуры, а промзоны должны быть отделены от колоний фактически и юридически для выполнения главной цели труда — ресоциализации.
Полный текст обзора доступен по ссылке.