ПРАВО.ru
Новости
17 февраля 2010, 14:31

Совет Федерации одобрил законы о товарных знаках

Совет Федерации одобрил законы о товарных знаках
Совет Федерации увеличил срок экспертизы заявки на товарный знак фото Право.Ru

Совет Федерации сегодня одобрил Федеральный закон "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса РФ", сообщила пресс-служба верхней палаты.

Как отметил, представляя заседанию этот правовой акт, первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев, закон устраняет внутреннее противоречие между статьями ГК. Согласно закону, все правила регистрации договоров о распоряжении исключительными правами на все объекты интеллектуальной собственности в предусмотренных Гражданским кодексом РФ случаях будут устанавливаться нормативными правовыми актами.

Совет Федерации также одобрил Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса РФ". Им увеличивается с двух до шести месяцев срок для подачи ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем срока оспаривания решений федерального органа власти по интеллектуальной собственности в связи с регистрацией товарного знака. Как отметил председатель Комитета СФ по правовым и судебным Анатолий Лысков, это приводит указанную норму ГК с положениями Сингапурского договора и инструкцией к нему.

Федеральным законом "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривается признать утратившим силу пункт 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Пунктом 2 статьи 1490 ГК РФ определено, что порядок государственной регистрации договоров об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства. В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации. При этом порядок и условия такой государственной регистрации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, статьей 1232 ГК РФ установлено, что правила регистрации договоров о распоряжении исключительным правом, а также перехода без договора исключительного права на все объекты интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, который наиболее активно используется в экономическом обороте и по которому имеется наибольшее количество споров хозяйствующих субъектов, представляется целесообразным установить правила регистрации договоров о распоряжении исключительными правами на все объекты интеллектуальной собственности в случаях, предусмотренных ГК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым внесение измене ния в статью 1490 ГК РФ.
Результатом принятия данного законопроекта будет устранение внутреннего противоречия между статьей 1232 и статьей 1490 ГК РФ в части государственной регистрации договоров, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак. Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разработан Министерством образования и науки Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и направлен на приведение положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с положениями Договора о законах по товарным знакам, принятого на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности 27 марта 2006 года в Сингапуре (далее — Сингапурский договор). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 352-р руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам подписал Сингапурский договор от имени Правительства Российской Федерации 26 марта 2007 года в штаб-квартире ВОИС в городе Женеве (Швейцария).

Пункт 2 статьи 26 Сингапурского договора предусматривает только две возможности, пользуясь которыми, Российская Федерация может выразить обязательность для себя норм указанного международного договора, а именно ратификация, в случае подписания данного договора, или в противном случае -присоединение. Поскольку Сингапурский договор подписан от имени Правительства Российской Федерации, то участие в нем Российской Федерации возможно только путем ратификации в форме федерального закона. Договор является очередным этапом гармонизации национальных систем законодательства по товарным знакам, отвечает интересам российских заявителей, регистрирующих свои товарные знаки за рубежом, поэтому представляется необходимым осуществить мероприятия для обеспечения участия в нем Российской Федерации. В соответствии со статьей 14(2) Сингапурского договора и Правилом 9 Инструкции к Сингапурскому договору предусмотрено одно или несколько послаблений (по усмотрению ведомства договаривающейся стороны) после истечения срока для совершения заявителем процедур в ведомстве, а именно: продление соответствующего срока, продолжение процедуры или восстановление прав заявителя.

Ни продление срока, ни продолжение процедуры после истечения установленного срока частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрены. Требованиям статьи 14(2)(ш) Сингапурского договора и Правила 9(3) Инструкции к Сингапурскому договору корреспондирует положение статьи 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающее восстановление срока после его истечения.
При этом положениями статьи 14(2)(Ш) Сингапурского договора и Правила 9(3) Инструкции к Сингапурскому договору предусмотрены следующие условия для послабления в форме восстановления прав:
несоблюдение срока произошло, несмотря на принятие заявителем надлежащих мер или (по выбору договаривающейся стороны) такая задержка была непреднамеренной;
ходатайство о восстановлении прав подано в течение установленного договаривающейся стороной срока. В соответствии с Правилом 9(3 )(с) такой срок не может быть менее 6 месяцев.
Вместе с тем, установленный статьей 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации срок для подачи ходатайства о восстановлении срока составляет только 2 месяца после истечения срока для совершения процедур в ведомстве. Учитывая изложенное, для приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с рассматриваемыми положениями Сингапурского договора и Инструкцией к Сингапурскому договору требуется внесение изменений в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Иные нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации согласуются с положениями Сингапурского договора, что дает возможность ратификации Сингапурского договора в случае внесения упомянутых изменений. Результатом принятия законопроекта будет предоставление заявителям по заявкам на регистрацию товарных знаков больших прав в части сроков для представления ответа на запрос экспертизы и возможности восстановления права на регистрацию по заявке в случае признания ее отозванной в связи с непредставлением в установленный срок ответа на запрос экспертизы. Принятие законопроекта не потребует изменения действующего федерального законодательства, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.