Как сообщалось накануне, вчера получил продолжение скандал вокруг инцидента, в ходе которого 5 марта сотрудники ГИБДД на МКАД использовали частные машины в качестве живого щита для задержания преступника. Начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев уволил командира батальона спецполка Александра Козлова, сотрудники которого работали на месте происшествия, а начальнику ГИБДД Москвы Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор. Но выговорами и отставками дело может не ограничиться: cледственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту превышения милиционерами должностных полномочий.
Вчера в ГУВД Москвы официально подтвердили, что 5 марта на МКАД в районе Ярославского шоссе сотрудники 3-го батальона 1-го спецполка ДПС ГУВД "использовали личный автотранспорт участников дорожного движения для блокировки движения на проезжей части". По результатам предварительной проверки за "необеспечение соблюдения законности, отсутствие контроля за ходом проведения профилактических мероприятий" уволен командир 1-го спецполка ДПС Александр Козлов, а начальнику УГИБДД Москвы Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор.
Напомним, что, пытаясь задержать преступника на автомобиле, сотрудники ГИБДД остановили несколько автомобилей и перекрыли ими проезжую часть. Преступник протаранил несколько машин, серьезно повредив их, и ушел от погони. "Ранее в подобных случаях сотрудники ГИБДД использовали служебный автотранспорт, однако в этот раз они попытались перекрыть движение гражданским автотранспортом, при этом, недооценив последствия ситуации, фактически подвергли участников движения реальной опасности",- сказано в заявлении ГУВД Москвы. Примечательно, что в милиции сначала вообще не подтверждали информацию об инциденте на МКАД. Однако случай вызвал широкий резонанс после того, как владелец одного из пострадавших автомобилей Станислав Сутягин выложил в интернет видеоролик с рассказом о происшедшем.
Водитель в эфире радиостанции "Эхо Москвы" рассказал, что 5 марта около 5.30 часов утра он двигался по МКАД со стороны Щелковского шоссе в сторону Ярославского. "Не доезжая Ярославского шоссе меня и других автомобилистов остановили сотрудники ГИБДД и показали, как расположить машину на проезжей части. Через несколько минут, протаранив меня и стоящий рядом автомобиль „Волга", пронеслась автомашина Audi серебристого цвета, после чего инспекторы ГИБДД сели в свои машины и продолжили движение", — рассказал он. Сутягин добавил, что один из сотрудников ГИБДД забрал у него и водителя "Волги" документы и сообщил, что поскольку автомобиль Audi "скрылся и его не догнали", водители не получат никакой компенсации ущерба, если их машины не застрахованы по КАСКО. Сутягин отметил, что водители пострадавших автомобилей намерены подать заявление в прокуратуру Москвы и Генпрокуратуру. "Лица, которые должны отвечать за нашу безопасность на дороге, выставили нас живым щитом и подвергли опасности наши жизни", — отметил он. Сутягин подчеркнул, что инспекторы ГИБДД "даже не попросили" водителей "выйти из машины".
Очевидно, что увольнениями и дисциплинарной ответственностью милиционеры не отделаются. Вчера к расследованию инцидента подключился cледственный комитет при прокуратуре (СКП), который возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ "Злоупотребления должностными полномочиями" (предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет). "В рамках проверки поручено изучить роль каждого из милиционеров в этом происшествии и дать их действиям правовую оценку",- сообщили в СКП. Фамилии работников ДПС не называются, господин Сутягин называл лишь одного из них: сотрудник 3-го батальона 1-го спецполка Алексей Борисов.
"Следователи будут также выяснять, почему о действиях сотрудников ГИБДД своевременно не были проинформированы следственные органы следственного комитета,- заявили в СКП.- К сожалению, уже не первый раз о подобных нарушениях, допускаемых сотрудниками столичной милиции, следователи узнают из средств массовой информации". Экс-глава ГАИ России, сенатор Владимир Федоров заявил, что и руководство Госавтоинспекции узнало о происшедшем из интернета. Критику в адрес подчиненных поддержал вчера и глава МВД РФ Рашид Нургалиев: "Сработали, объективно скажу, непрофессионально, подвергнув риску жизни участников дорожного движения. Недопустимо использовать как живой щит людей, которые не знают, в чем причина, какие проблемы и какие могут быть последствия".
Вчера до позднего вечера оставался открытым вопрос о возмещении ущерба автовладельцам, чьи машины пострадали в результате столкновения с машиной преступника. У Mercedes господина Сутягина, к примеру, повреждены двери и крыло, а у "Волги" другого пострадавшего — Николая Королева — помят весь левый бок и сломан гидроусилитель руля. "Размер ущерба я пока не подсчитывал, это будет делать независимый эксперт",- заявил господин Королев. Однако практически сразу после того, как СКП заявил о возбуждении уголовного дела, ГУВД Москвы распространило заявление, согласно которому Владимир Колокольцев распорядился выделить средства на восстановление автомобилей, пострадавших в результате инцидента.
Вчера же милиция отчиталась о задержании двух выходцев с Северного Кавказа, подозреваемых в причастности к инциденту: именно их автомобиль с украденным номерами пытались задержать сотрудники ГИБДД с помощью живого щита.
"Спешка в принятии решений после инцидента с живым щитом на МКАД легко объяснима,- уверен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.- Генералы постоянно находятся в зоне риска из-за инициированной Кремлем реформы МВД. Руководство ведомства демонстрирует служебное рвение и сваливает всю вину на подчиненных, увольняя их и объявляя строгие выговоры".