ПРАВО.ru
Новости
21 мая 2010, 14:52

Правительство отклонило законопроект о декларациях налоговых агентов

Правительство отклонило законопроект о декларациях налоговых агентов
Правительство не поддержало идею возложении на налоговых агентов обязанностей по представлению налоговых деклараций

Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного отзыва на поправки в  Налоговый кодекс РФ, касающиеся налоговых деклараций налоговых агентов, сообщает пресс-служба Министерства финансов РФ.

Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации был внесен Законодательным Собранием Кировской области.

Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающие возложение на налоговых агентов обязанностей по представлению налоговых деклараций. В связи с этим пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт 4 пункта 3 статьи 24, статьи 80 и 81 Кодекса, направленные на установление данной обязанности для налогового агента, а также статью 119 Кодекса, предусматривающую ответственность за непредставление такой декларации.

Однако возложение такой обязанности на налогового агента не согласуется с абзацем первым пункта 1 статьи 80 Кодекса, согласно которому налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Следовательно, налоговая декларация является формой отчетности налогоплательщика, а не налогового агента.

Таким образом, внесение изменений в статьи 24, 80, 81, 119 Кодекса является нецелесообразным. Кроме того, учитывая, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, внесение предусмотренных законопроектом изменений в статьи 38, 44, 57 Кодекса, устанавливающие объект налогообложения, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога и сроки его уплаты, является необоснованным. Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 216 и 230 Кодекса, устанавливающие отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по налогу на доходы физических лиц, а также обязанность для налоговых агентов по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, отражающие сведения об исчисленных и удержанных суммах налога в целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) без детализации по конкретным налогоплательщикам.

В настоящее время в соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. На основании пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Таким образом, законопроектом предусматривается введение дополнительной отчетности по налогу на доходы физических лиц для налоговых агентов. Кроме того, установление отчетных периодов по налогу на доходы физических лиц фактически приведет к необходимости представления по их окончании налогоплательщиками, обязанными самостоятельно исчислить и уплатить сумму данного налога, дополнительной отчетности. Реализация данных положений законопроекта существенно усложнит налоговое администрирование и увеличит административные расходы как у налогоплательщиков, налоговых агентов, так и у налоговых органов, что не согласуется с целями и задачами основных направлений налоговой политики, поставленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах", предусматривающими необходимость совершенствования процедуры налогового администрирования и устранения излишних форм налоговой отчетности.

Реализация предлагаемых законопроектом изменений также не согласуется с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (подраздел 2 раздела IV "Развитие экономических институтов и поддержание экономической стабильности"), согласно которой механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, упрощение процедур и форм налоговой отчетности. Кроме того, реализация предлагаемых законопроектом изменений в части представления сведений об исчисленных и удержанных суммах налога в целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) противоречит пункту 1 статьи 24 и статье 226 Кодекса, устанавливающим, что обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации удержанных сумм налога исполняется налоговым агентом в отношении каждого конкретного налогоплательщика.

Таким образом, учитывая, что организация, выплачивающая доходы, является налоговым агентом в отношении каждого конкретного физического лица, получающего от нее доходы, а не всех физических лиц в совокупности, обязанность по предоставлению сведений о доходах и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов, предусмотренная пунктом 2 статьи 230 Кодекса, существует только в отношении каждого конкретного физического лица.
Наличие потребности государственных органов в информации об общей налоговой базе по налогу на доходы физических лиц не может служить основанием для возложения обязанностей по формированию и ведению такой базы на налоговых агентов. Кроме того, такая информация может быть сформирована налоговыми органами на основе сведений, поступающих от налоговых агентов.

По законопроекту имеется замечание юридико-технического характера.В абзаце первом статьи 1 и абзаце первом статьи 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования части первой и части второй Кодекса.

На основании изложенного правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект, говорится в проекте заключения.