Как сообщалось накануне, Псковский городской суд отклонил иск журналиста Олега Дементьева о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданный им против митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Николая Саввина) и информационной службы Псковской епархии. Напомним, что Дементьев требовал от церковных властей опубликовать опровержение о предании его анафеме и компенсировать моральный вред в сумме 1,5 миллиона рублей. Принятое псковским судом решение он намерен оспорить в более высокой инстанции.
Анафеме Дементьев был предан ровно год назад, 14 июля 2009 года, решением епархиального совета Псковской епархии. 17 августа 2009 года сообщение об этом было размещено на сайте епархии. В нем, в частности, говорилось, что Олег Дементьев "отлучается от православного церковного общения и предается анафеме — проклятию" "в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)".
В сообщении уточнялось, что поводом для принятия епархиальными властями такого решения стали статьи господина Дементьева, опубликованные в январе 2008 года в газетах "Псковский рубеж" и "Правда". В них он утверждал, что настоятельница монастыря матушка Елисавета заставляет послушниц заниматься проституцией, ведет незаконное строительство, с помощью угроз и давления понуждает жителей окрестных деревень совершать кабальные сделки по продаже монастырю своих домов и земельных участков, а также незаконно использует труд иностранных рабочих, не выплачивая им при этом заработной платы.
Стоит добавить, эти статьи ранее уже стали поводом для обращения монастыря и его настоятельницы с иском против журналиста. Псковский городской суд счел, что своими публикациями Дементьев нанес ущерб чести, достоинству, и деловой репутации истцов. 14 апреля 2009 он был признан виновным, за моральный ущерб с журналиста взыскали 20 тысяч рублей (монастырь и его настоятельница требовали взыскать с него 2 миллиона рублей). Псковский областной суд оставил это решение без изменений. Верховный суд также отклонил жалобу Дементьева.
Анафема, по его мнению, стала реакцией на письмо, которое Олег Дементьев 13 июля 2009 года отправил в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и губернатора Псковской области Андрея Турчака. В нем он настаивал на своей правоте и приводил новые факты о злоупотреблениях, происходящих в монастыре.
Первоначально господин Дементьев заявлял, что, не будучи воцерковленным человеком, не придает анафеме какого-либо значения. Однако в конце ноября 2009 года обратился в Псковский городской суд с иском против церковных властей, в котором требовал признать "клеветой" и "порочащими честь, достоинство и деловую репутацию" сообщения представителей Псковской епархии "об анафеме-проклятии" в его адрес.
В качестве компенсации за нанесенный ему моральный ущерб журналист потребовал по 500 тысяч рублей с псковского епархиального управления, митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, а также с информационной службы псковской епархии.
Последнее заседание по данному делу состоялось в марте 2010 года. После этого в процессе был объявлен перерыв, за время которого текст сообщения о наложении на Дементьева анафемы, опубликованный на сайте епархии, должен был быть подвергнут лингвистической экспертизе. По ее итогам судья Виктор Масленников 15 июля 2010 года вынес решение отклонить иск журналиста.
Господин Дементьев заявил, что "не строил никаких иллюзий, что меня примут с распростертыми объятиями, и что городской суд меня защитит". По его мнению, "они не вникли в то, что анафема вынесена в отношении невоцерковленного человека, который не верит в бога". Журналист заверил, что намерен обжаловать решение городского суда в вышестоящей инстанции.
"Ответчики — представители епархии пытались не признать иск, настаивая на том, что этот вопрос должен рассматривать церковный суд, а Псковский городской суд не имеет никакого отношения к рассмотрению подобных дел", — рассказал ранее Дементьев. По его словам, он и его адвокат хотят выяснить, на каком основании епархия обвинила его в "непрекращающейся гнусной клевете и сатанинской лжи в адрес игуменьи Спасо-Елеазаровского монастыря Елисаветы (Беляевой)". Также сторона обвинения настаивала на проведении лингвистической и культурологической экспертизы понятия "анафема". "Мы хотели бы, чтобы ее провела профессор МГУ Елена Волкова, у которой уже есть публикации на тему о восприятии анафемы в светском обществе, можно ли предать анафеме невоцерковленного человека за выполнение им своего гражданского и служебного долга", — отметил журналист. Преданный анафеме человек после смерти не имеет права быть похороненным на православном кладбище, а при жизни не может участвовать в церковных таинствах.