В Приморском крае возбуждены уголовные дела в отношении четырех свидетелей, вставших в суде на защиту майора запаса Игоря Матвеева, прославившегося после своего заявления о собачьей еде для солдат, сообщила сегодня на пресс-конференции адвокат Матвеева Ольга Грянченко, передает РИА Новости. Свидетели подозреваются в даче ложных показаний.
"Представители следствия посчитали, что четыре свидетеля, которые проходили по делу Матвеева и встали на его защиту в суде, дали ложные показания. Однако сами свидетели утверждают, что рассказали лишь о фактах", — пояснила Грянченко. По ее словам, на них было возбуждено четыре уголовных дела по части 1 статьи 307 УК РФ (заведомо ложные показание свидетеля), санкция которой предусматривает до двух лет лишения свободы.
Между тем, по словам одного из свидетелей, представители следственных органов предлагали ему раскаяться и сделать другой выбор. "В мой адрес были угрозы, мне говорили, что у меня еще есть выбор, что я могу раскаяться и сказать, что ничего подобного не было. Предлагали сказать, что меня ввели в заблуждение и поэтому я дал такие показания. Но я отказался от этого. Я говорил только так, как было, и менять показания я не собираюсь", — отметил на пресс-конференции подозреваемый в лжесвидетельствовании.
Сегодня также стало известно, что ВСУ СКР по Тихоокеанскому флоту предъявило экс-майору обвинение еще по четырем статьям в рамках нового уголовного дела. По версии следствия, Матвеев за деньги предложил военнослужащему избежать ответственности за самовольное оставление воинской части — он даже разрешил солдату покидать место службы, чтобы заработать деньги. В результате офицер получил почти всю требуемую сумму.
По данному факту было возбужденно второе уголовное дело по четырем статьям, в том числе по статье о превышении должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения и о мошенничестве, совершенном лицом с использованием своего служебного положения.
Напомним, что майор Матвеев стал известен после того, как в начале мая 2011 года выступил с видеообращением к руководству страны (в частности, адресованном президенту Медведеву и премьеру Путину), которое было размещено на видеохостинге Youtube. Он рассказал, что в его части живут китайские гастарбайтеры, а военных якобы кормят собачьими консервами. В итоге Матвеев был уволен, а позднее против него возбудили уголовное дело по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По версии следствия, бывший майор избил прапорщика в присутствии двух свидетелей-офицеров, а также нанес телесные повреждения еще одному военнослужащему.
12 августа командующий войсками Восточного округа внутренних войск МВД России Виктор Стригунов заявил, что "Матвеев нанес огромный ущерб престижу внутренних войск". По словам командующего, "иностранные средства массовой информации в течение нескольких недель крутили информацию, что солдат в России кормят собачьим кормом". Стригунов заверил, что ни один солдат не ел консервов, предназначенных для собак. "Я бы первый свои погоны снял, если бы оказалось, что кого-то кормили собачьим кормом", — подчеркнул генерал.
Между тем, факт подмены предназначенных для солдат консервов "Говядина в собственном соку" собачьей едой подтвердился. Напомним, что в феврале 2011 года начальник продовольственного склада войсковой части 3411, относящейся к внутренним войскам, прапорщик Вячеслав Герцог, узнав о предстоящей проверке склада, самостоятельно выявил недостачу говяжьих консервов. Пытаясь скрыть ее, он приказал подчиненным наклеить на консервы "Белка и Стрелка", предназначенные для корма служебных собак, этикетки "Говядина отварная в собственном соку". Затем замаскированные банки были уложены поверх консервов с кормом для животных. В ходе ревизии проверяющие вскрыли факт мошенничества и установили недостачу почти 11 тысяч говяжьих консервов общей стоимостью около 850 тысяч рублей. В сентябре приговором Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда Герцогу было назначено наказание в виде штрафа в размере 90 тысяч рублей.
Владивостокский военный гарнизонный суд в сентябре 2011 г. признал Матвеева виновным в избиении двух военнослужащих, лишил воинского звания и приговорил к четырем годам колонии общего режима. Тихоокеанский флотский суд снизил ему срок наказания на полгода, исключив из приговора пункт о непогашенной судимости.