ПРАВО.ru
Мнения
Глеб Плесовских, председатель Московской коллегии «АиБ»
13 октября 2020, 11:59

Налог на сверхдоходы в России: особенности и последствия

Налог на сверхдоходы в России: особенности и последствия
С 1 января 2021 года Россия войдет в число стран с, так называемой, прогрессивной шкалой налогообложения, сохранив при этом одну из самых низких в мире ставок. Граждане, чей совокупный годовой доход более 5 млн рублей, будут платить НДФЛ в размере 15%. Но не со всей суммы дохода, а только с той части, которая превышает 5 млн. Уже сейчас идут разговоры о возможном росте популярности схем ухода от налогов, а также усиления оттока капитала из России. Так ли это на самом деле? Анализирует Глеб Плесовских, председатель Московской коллегии «АиБ».

Что стало с НДС и при чем тут НДФЛ?

Отвечая на поставленный выше вопрос, логично будет обратиться к еще одному недавнему нововведению в сфере налогообложения – увеличению НДС до 20%. Для понимания ситуации необходимо принять как данность, что схемы оптимизации налогообложения, в частности НДС, в нашей стране всегда имели определенную популярность, и, представляется, будут иметь ее вне зависимости от ставки налога. 

Вместе с тем, за последние годы автоматизированные учеты и системы органов ФНС были существенно усовершенствованы, что повлекло за собой рекордные доначисления при выявлении «разрывов» в цепочках уплаты НДС. В частности, речь идет о СУР – системе управления рисками. Это аналитический компонент единого программного комплекса органов ФНС, способный выстраивать налоговые декларации, одновременно проверяя их достоверность. Результатом обработки данных является присвоение компаниям своего рода рейтинга, или цвета: красный, желтый, зеленый – в зависимости от наличия рисков и потенциальных претензий. Далее обработка полученной информации осуществляется уже в АСК НДС (автоматизированная система контроля).

Вся эта многоступенчатая система имеет лишь одну цель – выявлять недостоверность представленных сведений, пресекая использование тех самых схем оптимизации налогообложения «на грани».

Говоря же о НДФЛ, мы понимаем, что речь идет не о столь значительных суммах. Достаточно обратиться к среднему уровню зарплат в стране на сайте Росстата. А значит и интерес налоговых органов в данном случае значительно меньше: экономический эффект от внедрения подобных аналитических механизмов будет несравнимо ниже. То есть, чем больше сумма потенциально взимаемого налога / сбора, тем больше шансов на усиление внимания за его реальным поступлением в бюджет со стороны контролирующих органов.

Поступления налоговых отчислений в бюджет в последние годы продолжают расти. Например, на официальном сайте ФНС приводится значительный рост такого рода финансовых поступлений в бюджет в 2018 году в сравнении с 2017 годом, что удивительным образом совпадает с планомерным внедрением и вводом в действие вышеупомянутых аналитических инструментов (в частности, речь идет о инструменте «АСК НДС-2»).

 Изложенное позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что уже в ближайший год можно ожидать новых «сюрпризов» со стороны ФНС как для налоговых агентов, так и граждан-плательщиков НДФЛ, т.к. экономический эффект от его корректного исчисления усилится. 

Останется ли место схемам оптимизации налогов?

Уже довольно длительное время в публичном пространстве можно встретить страшилки о том, что ФНС вот-вот «займется физиками»: речь идет как о переводах между банковскими картами, так и о зарплатах в конвертах. И не безосновательно. 

Задача любого контролирующего органа (ФНС – не исключение), не только и не столько наказать виновного за уже совершенное нарушение, сколько создать условия, при которых применение тех или иных схем ухода от налогов в сознании плательщика становится потенциально (в случае выявления) дороже, чем их уплата в бюджет. И это реально работает.

Однако, немалая часть налоговых правонарушений в части исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ, остается латентной: работодатели продолжают применять «комбинированную» систему оплаты труда своих сотрудников, когда часть заработной платы выдается в конверте. Отследить подобные явления более проблематично, нежели цепочки уплаты НДС. Кроме того, существует довольно массовая практика оформления сотрудников в качестве ИП и последующего заключения с ними гражданско-правовых договоров в целях вывода средств. 

При этом подобные схемы используются уже довольно длительное время и никуда не денутся в одночасье. Таким образом представляется, что увеличение ставки налога может привести к незначительному росту практики «подгонки» цифр «официальной части» заработной платы до заветных 5 миллионов рублей подобными способами. Однако далеко не факт, что экономический эффект, в случае успеха, перевесит в сознании плательщиков страх перед возможными негативными последствиями в виде доначислений в бюджет со стороны ФНС.

Все это, в комбинации с возможным грядущим внедрением новых аналитических инструментов со стороны ФНС, вряд ли будет способствовать росту популярности схем ухода от уплаты в бюджет дополнительных двух процентов НДФЛ.