ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Право-300
Олег Ушаков, советник Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
4 декабря 2020, 8:01

Плюсы и минусы законодательства о САР для публичных компаний

Плюсы и минусы законодательства о САР для публичных компаний
ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» позволяет иностранной компании «переехать» на территорию России, в специальный административный район (САР), сохранив при этом все свои права и обязанности. Эта процедура называется редомициляцией (с латинского domicilium, что означало «дом», «жилище»). Об особенностях действия этой нормативной базы и ее аспектах рассуждает в авторской колонке советник АБ "ЕПАМ" Олег Ушаков.

ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (далее – «Закон») действует уже больше 2 лет. За это время на территориях САРов были зарегистрированы две международные компании со статусом публичных, т.е. акции которых публично обращаются. Не так много, но зато какие. Сперва в 2019 году на территорию РФ «перебралась» компания ЭН+, а уже в сентябре 2020 года в Калининградской области было зарегистрировано ее дочернее общество, МКПАО «ОК РУСАЛ». В обоих случаях компаниям удалось сохранить зарубежный листинг: депозитарные расписки ЭН+ продолжают обращаться в Лондоне, а акции Русала – в Гонконге. Это стало возможным в том числе благодаря ряду особенностей, которые содержатся в Законе.

Прежде всего, речь идет о возможности применения международной компанией норм корпоративного права, а также правил зарубежных бирж после редомициляции, при условии, что такие положения применялись к иностранному юридическому лицу и до «переезда». Но необходимо иметь в виду, что релевантные нормы Закона действуют только до 1 января 2029 года – к этой дате международные компании должны привести уставы в соответствие с российским законодательством. 

Также следует отметить, что Банком России для «обычных» эмитентов установлено ограничение: за пределами РФ может обращаться не более 25% от общего количества акций той же категории. Но для международных компаний это ограничение не применяется, если на дату утверждения проспекта за рубежом обращается большее количество акций. В этом случае компания, которая "переехала" в РФ, может продолжать поддерживать обращение за границей прежнего количества акций (например, исходя из раскрытого проспекта "Русала", это 39,9% акций); при этом эмитент может перевести все или часть таких акций на другую иностранную биржу, не запрашивая на это дополнительного разрешения российского регулятора. В отличие от «обычных» эмитентов также не потребуется разрешение Банка России при размещении за рубежом дополнительных акций (депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции), при условии соблюдения указанного выше ограничения, зафиксированного в проспекте.

Кроме того, в Законе предусмотрены специальные типы лицевых счетов, открываемых в реестре акционеров, что, в целом, позволяет перенести на российскую почву всю цепочку учета, которая существовала до изменения личного закона иностранного юридического лица. Одним из таких счетов является лицевой счет иностранного регистратора – он открывается в тех случаях, когда реестр акционеров до «переезда» был условно разделен на 2 части, одна из которых является основной, а вторая – дополнительной, обеспечивающей прямое обращение акций на зарубежных биржах.

Тем не менее, в практике применения норм законодательства о международных компаниях (МК) и САРах были выявлены некоторые недостатки, о которых ниже. Надеемся, что это станет поводом для последующей доработки регулирования.

1. Регистраторам не всегда ясно, какие лицевые счета подлежат открытию в реестре акционеров международной компании

Для международных компаний в Законе предусмотрены специальные виды лицевых счетов, открываемых в реестре акционеров, и это, безусловно, положительный момент в регулировании.

Между тем, как показывает опыт, держатели реестра сталкиваются с трудностями в определении того, какой конкретно счет подлежит открытию в том или ином случае. Представим, к примеру, что в реестре акционеров компании, принявшей решение о редомициляции, зарегистрировано иностранное юридическое лицо. Как определить, держит ли оно акции в своем интересе или в интересах третьего лица? На каких основаниях? Закон не разъясняет. А ведь от этого зависит, следует ли открывать такому лицу в реестре международной компании счет владельца, счет иностранного номинального держателя или счет так называемого иностранного уполномоченного держателя. 

2.  Необходимо предусмотреть переходный период для адаптации корпоративного управления международных компаний

Для включения акций в котировальный список высшего уровня российские эмитенты (в том числе международные компании с даты их регистрации в ЕГРЮЛ) должны соответствовать требованиям, предусмотренным Положением Банка России от 24 февраля 2016 года № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» (далее – «Положение»), в том числе требованиям к корпоративному управлению.

Так, например, Положение требует, чтобы в компании был избран совет директоров, причем среди директоров часть должна быть «независимыми». Это проверяет биржа по специальным критериям, установленным ею с учетом положений российского Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России. Но критерии «независимости» директоров за рубежом могут отличаться от российских, в связи с чем не все директора, признаваемые независимыми за рубежом, могут считаться таковыми в России.

Положение также требует, чтобы совет директоров сформировал ряд комитетов (комитет по аудиту, комитет по номинациям, а также комитет по вознаграждениям), выполняющих функции, прямо указанные в Положении. При этом на практике обычно требуется, чтобы внутренние документы, регулирующие деятельность указанных комитетов, дословно воспроизводили отдельные формулировки Положения и правило листинга биржи.

В числе иных требований можно отметить, например, обязательное наличие фигуры корпоративного секретаря, назначаемого на должность единоличным исполнительным органом с согласия совета директоров или по согласованию с ним.

В иностранной компании может применяться иной порядок назначения корпоративного секретаря; более того, в силу специфики применяемого к ней иностранного права у неё может попросту отсутствовать единоличный исполнительный орган. 

К сожалению, Положение в настоящее время пока еще не адаптировано под специфику листинга ценных бумаг международных компаний. При этом иностранная компания не всегда может до «переезда» обеспечить свое соответствие требованиям, установленным для «обычных» российских эмитентов. Для компаний, имеющих высокий уровень листинга на зарубежных биржах, репутация которых признается в РФ, целесообразно установить возможность включения акций в котировальный список, предусмотрев специальный переходный период для адаптации корпоративного управления МК к российским правилам.  

3. Необходимо уточнить порядок регистрации проспекта ценных бумаг международных компаний

Согласно Закону, одним из условий регистрации проспекта является заключение иностранным юридическим лицом с российской биржей договора о листинге акций международной компании и представление копии такого договора в Банк России. По нашему мнению, указанная норма рассчитана на тот случай, когда у иностранного юридического лица отсутствует договор о листинге акций. В этом случае иностранное лицо должно предварительно заключить договор о листинге акций международной компании со сроком вступления в силу не ранее даты государственной регистрации МК на территории РФ.

Однако на практике возникают ситуации, когда акции иностранного юридического лица уже до «переезда» имеют листинг на российской бирже. Мы считаем, что в этом случае предоставления ранее заключенного договора листинга должно быть достаточно. Однако для этих целей необходимо уточнить положения Закона.

Доработка ведется

В настоящее время уже ведется работа по доработке положений законодательства о САРах. Так, в рамках Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 1723-р, Минэкономразвития России разработало ряд законопроектов по уточнению правового регулирования международных компаний. Например, в рамках законопроекта «о разных типах акций» планируется создать механизм выпуска МК акций, предоставляющих разный объем корпоративных прав их владельцам (Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных компаниях и международных фондах" (в части разных типов акций)", ID проекта 02/04/07-19/00092975). Эти поправки позволят международным компаниям переносить на российскую почву структуру владения акциями, которая существовала до «переезда». 

Полагаем, что данная работа будет способствовать формированию инвестиционно-привлекательной среды для инвесторов, а также привлечению новых резидентов в САР, в том числе публичных компаний.