ПРАВО.ru
Мнения
Анна Жолобова, советник практики «Недвижимость и строительство» Коллегии адвокатов «Регионсервис»
24 ноября 2021, 19:02

Землепользование под апарт-комплексами

Землепользование под апарт-комплексами
Споры относительно правового статуса апартаментов и попытки урегулировать данные отношения ведутся с 2016 года. Новый законопроект, внесенный в Государственную думу РФ весной 2021 года и планируемый к принятию до конца года, призван разрешить правовую неопределенность их статуса, приравнять помещения, используемые под апартаменты, к квартирам, распространить режим общей долевой собственности на здание и иные объекты инфраструктуры, упростить процедуру перевода нежилых помещений, расположенных в многофункциональных зданиях (новое название апарт-комплексов), в жилые и наоборот. Однако законопроектом так и не решен вопрос правового статуса земельного участка.

Следовательно, даже в случае его принятия в действующей редакции собственники жилых помещений в многофункциональном здании не будут иметь равный объем прав в отношении земельного участка в сравнении с собственниками квартир в многоквартирном доме.

Неопределенность относительно статуса земельного участка, безусловно, будет сказываться на размере платежей. При этом платежи за землю (налоговые, неналоговые) формируют бóльшую долю в размере коммунальных затрат. 

Любое землепользование в РФ является платным (ст. 65 Земельного кодекса РФ). 

Сейчас собственники апартаментов обязаны оплачивать налоговые и неналоговые платежи за землю, причем по повышенным ставкам. Действующее гражданское и жилищное законодательство, не наделяя данные объекты статусом квартиры, приравнивает их к нежилым помещениям коммерческого использования — гостиницам. Следовательно, и методика начисления земельных платежей формируется исходя из указанного вида разрешенного использования. Так, для сравнения ставка арендной платы за землю под апарт-комплексами в Москве составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, в Екатеринбурге — 6,19 %. Если земельный участок находится в собственности жителей апартаментов, они обязаны оплачивать земельный налог, размер которого составляет 1,5 % от кадастровой стоимости.

Жители многоквартирных жилых домов в силу норм действующего налогового законодательства (ст. 389 НК РФ) в полном объеме освобождены от обязанности по оплате налоговых платежей за землю. 

В неравное положение ставит законодатель собственников квартир и апартаментов и в вопросе приобретения прав на земельный участок. Так, по нормам жилищного законодательства (ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно при первой регистрации собственности на помещение. При этом собственность на землю приобретают и собственники квартир, и собственники нежилых объектов (например, коммерческой недвижимости, расположенной на первых этажах многоквартирных домов). 

Собственники же помещений в апарт-комплексах вынуждены либо совместно выкупать такой земельный участок (процент соотношения к кадастровой стоимости при выкупе варьируется по регионам), либо сохранять арендные отношения на него. При этом согласно позиции, изложенной в Пленуме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», право аренды на землю, изначально принадлежащее застройщику, переходит к собственникам помещений во вновь построенном здании в силу закона с момента государственной регистрации их права собственности на такие объекты. 

Аналогичная позиция была высказана и Верховным судом РФ в деле № А40-143052/2020, в котором суд подчеркнул, что субъектный состав в существующих арендных отношения между застройщиком и собственником земельного участка в связи с приобретением в собственность нежилых помещений сменяется множественностью лиц на стороне арендатора. При этом соарендаторы не лишены права требовать расторжения действующего договора аренды, по которому земельный участок был предоставлен для строительства, и заключения нового договора аренды для целей эксплуатации построенного объекта недвижимости с учетом определения соответствующей площади.

Необходимо отметить, что ставка при начислении арендной платы за публичные земельные участки, в том числе под апарт-комплексами, является нормативно регулируемой и подлежит применению вне зависимости от согласования ее сторонами, исходя из нормативных актов действующего законодательства. 

Суды подходят по-разному к определению размера ставки при взыскании задолженности по арендным платежам. В большинстве случаев выбор ставки арендной платы обусловлен видом фактического использования арендатором земельного участка (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2021 № Ф05-9299/2021 по делу № А40-301178/2019, Постановление суда Уральского округа от 12.10.2021 № Ф09-6960/21 по делу № А60-52959/2020 и т. д.).

Обращает на себя внимание одно из последних дел, дошедших до Верховного суда РФ, в котором судом при определении ставки приоритет отдан сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (дело № А46-10105/2020). Земельный участок был передан в аренду для строительства объекта общественно-делового назначения. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, вид разрешенного использования участка — общественно-деловая застройка. Из материалов дела следует, что де-факто на земельном участке размещен объект незавершенного строительства, который не эксплуатируется по назначению. В противоречие позиции уполномоченного органа, настаивающего на применении ставки, не связанной с видом разрешенного использования земельного участка, судами применен размер ставки арендной платы с назначением «административное здание».

Данная позиция Верховного суда РФ не соотносится с позицией Конституционного суда РФ, который неоднократно в своих определениях указывал на необходимость при оценке размера ставки арендной платы учитывать экономическую обоснованность платы, уровень доходности земельного участка, его коммерческую привлекательность, а также соблюдение экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов (Определение Конституционного суда РФ от 11.05.2004 № 209-О, аналогичная позиция изложена и в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 07.07.2021 № 18-КАД21-13-К4).

Однако данное решение, в котором суды предлагают определять размер арендных платежей за земельный участок исходя из сведений в кадастре, а не из фактического вида использования его арендатором, видится скорее исключением, чем началом формирования новой судебной практики.