ПРАВО.ru
Мнения
Борис Бруско, управляющий партнер адвокатского бюро «Иво Элори»
7 мая 2024, 13:29

Почему для студентов важны специальные курсы: связь теории и практики

Почему для студентов важны специальные курсы: связь теории и практики
Важный фактор в процессе обучения будущих юристов — практическая деятельность. Но сейчас студенты жалуются на ее недостаток. О том, какие навыки нужно формировать молодым специалистам, рассказал Борис Бруско, канд. юрид. наук, преподаватель магистерской программы «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» МГУ имени М. В. Ломоносова, управляющий партнер адвокатского бюро «Иво Элори».

Общеизвестно, что подходы к изучению права в странах англосаксонской (США, Великобритания, Австралия, Канада) и романо-германской правовой семьи (Германия, Франция, Россия, Испания) совершенно разные. Юридическое образование, например, в США гораздо менее теоретическое, чем в европейских странах. По словам американского профессора Ричарда Стита (Университет Вальпараисо, Индиана, США), первый день обучения на юридическом факультете студенты начинают с применения теории права к конкретным делам.

Напротив, юриспруденция в странах Европы, в том числе и в России, — академическая область изучения. Студенты стремятся к научному пониманию права и систематическому знанию. Между тем не отрицается и практика.

Бакалавриат как современную российскую систему обучения часто критикует экспертное сообщество. С точки зрения отдельных специалистов, четырехлетнего срока обучения не хватает, чтобы получить максимальные знания, так как полгода из них отводится на прохождение практики и подготовки диплома. Вступая в ряды магистрантов, как указывают те же эксперты, студент не успевает получить и глубоких специальных познаний.

Среди недостатков российского современного высшего юридического образования студенты традиционно выделяют:

  • неосновательное (неподробное) изучение отдельных академических предметов;
  • отсутствие дискуссий на семинарских занятиях, когда превалирует только одна точка зрения, а не их множество;
  • недостаток практической работы;
  • отсутствие занятий, формирующих навыки современного юриста (так называемых soft skills, «мягких» навыков), в числе которых legal design, или современное оформление юридических документов; ведение переговоров (стратегия, тактика, профессиональная этика); подготовка договоров; разработка стратегии и тактики ведения судебного дела; подготовка процессуальных документов; участие в судебных выступлениях.

Полагаю, что в российском преподавании должно быть гармоничное сочетание теории с практикой. Эту цель мы поставили, работая над созданием магистерской программы и учебника в Московском государственном университете.

Система образования в американских юридических школах существенно отличается от российских и европейских. Ее чаще называют не академической, а профессиональной. Большинство американских профессоров права могут утверждать, что они преподают «искусство» или «ремесло». Во главу угла ставятся юридические навыки, а не знание правовой доктрины. О юридической науке американский преподаватель говорит разве что на курсах по сравнительному правоведению или истории права.

Сегодня юридическое образование в странах англосаксонской правовой семьи основано на так называемом кейс-методе (case method), разработанном еще в 1870-х годах профессором Гарвардского университета Кристофером Лэнгделлом. Он рассматривал решения апелляционных судов как образцы, из которых следует выводить общие правовые принципы. Чтобы продуктивно использовать лекционное время, он ввел формат вопросов и ответов, который теперь называется «сократовская методика» (Socratic method)*. От студентов требовалось изучить заранее подготовленные преподавателем кейс-задачи (краткое двухстраничное описание дела), а затем сделать выводы.

«Сократовская методика» имеет стиль допроса, преподаватели подробно расспрашивают студентов о фактах, спорных моментах, судебных рассуждениях, основных доктринах и принципах, отличиях от других дел. Студенты готовятся к занятиям, зная, что им необходимо исследовать больший материал, чем они получили из лекций и учебников, им придется представить собственный анализ и интерпретацию, дать ответы на вопросы преподавателя. Это то, что называется изложением дела и становится основным навыком, позволяющим студентам научиться юридически мыслить.

Примерно с 1920-х годов гарвардский «кейс-метод» и «Сократовская методика» стали доминирующей формой в юридическом образовании англосаксонской школы и остаются до настоящего времени.

В последующие годы эти методы были адаптированы даже для преподавания других дисциплин, в частности медицины и маркетинга, в Гарварде и в других английских и американских университетах.

Современные преподаватели юридических факультетов полагают, что для исследования представляют большую ценность судебные решения, допускающие противоречивые интерпретации, поскольку «студентам необходимо привыкнуть к неопределенности». По словам профессора Йельской школы права Энтони Кронмана, простые случаи учат студентов гораздо меньшему, чем сложные решения, в которых размыты отличия и трудно провести границы.

С точки зрения американских правоведов, умение формулировать аргументы и придерживаться определенной позиции — важные юридические навыки. В особенности эти навыки необходимы в судебном процессе, когда важно моментально реагировать как на критику оппонентов, так и на предложения суда представить дополнительные аргументы.

Считается, что этот метод делает упор на судебный процесс и умение обосновывать свою позицию, он готовит студентов иметь дело с неизвестным, решать возникающие юридические вопросы и применять свои навыки в меняющихся или непредвиденных обстоятельствах.

Право рассматривается как публичное соревнование победителей с проигравшими, и студентов готовят, по словам бывшего декана юридического факультета Гарварда Дерека Бока, больше к конфликтам, чем к более мягким искусствам примирения.

Некоторые преподаватели и студенты считают, что этот метод не дает полного набора юридических навыков. Многие хотели бы более глубоко освоить технику ведения переговоров, проведения собеседования и консультирований. Другие испытывают потребность в умении разрабатывать юридические стратегии в сфере налогообложения, инвестиционного права.

Для меня, как специалиста, занимающегося и научными исследованиями, и преподавательской, и адвокатской деятельностью, очевидно, что обучение с молодых ногтей по модели «кейс-метод» не приведет к формированию академически, системно образованного юриста, успешного в практической работе.

Как полагают представители англо-американских школ, основной предмет исследования — апелляционные постановления. Они вырабатывают концептуальные правовые принципы, которые становятся своего рода нормативными установлениями.

В России вопросами правильности применения норм права занимаются кассационные суды. Они разбирают порядка 4% дел от общего количества споров, рассмотренных арбитражными судами, учитывая и обособленные споры в банкротстве. Таким образом, большая часть судебной практики, с точки зрения английского права, не представляет собой какой-либо ценности.

Прецедентное право охватывает только лишь некоторую часть правовой действительности, той, что находится в зоне конфликта, судебного спора. В результате из области внимания могут уходить целые области знаний. Изучение юридических наук исключительно через кейс-метод не может привести к системному пониманию права. Во многом поэтому англо-американская система юридического образования подвергается критике.

В целом российской правовой действительности свойственен обратный процесс. Студенты жалуются на недостаточность практического преподавания.

Знание судебной практики не должно ограничиваться тем, что студент ориентируется, в каком постановлении суд высказал ту или иную правовую позицию. Это относится к hard skills («жесткие» навыки), то есть к общим знаниям.

Взгляд на конкретную жизненную ситуацию в условиях конфликта через призму положений нормативного акта, договора или судебной практики не всегда достаточен для достижения результата. Практикующий юрист — это не тот, кто знает закон и практику, а тот, кто способен моделировать ситуацию, влиять на обстоятельства спора и менять их в пользу своего доверителя. Это возможно, только если проявлять проактивный подход и быть нацеленным на результат.

Работа с любым делом (или с юридическим конфликтом как с совокупностью дел) связана с изучением юридически значимых обстоятельств и доказательственных фактов. Обучение тому, как оперировать этими фактами и доказательствами, и представляет собой суть практических занятий.

Умение детально, скрупулезно анализировать факты, причем как важные, так и на первый взгляд не представляющие особой ценности, — это важнейшее качество практикующего юриста.

Часто модели поведения людей повторяются, представляются типичными. Со временем умение анализировать текущую ситуацию и моделировать новые конструкции станет для специалиста автоматическим.

Студенту важно научиться анализировать ошибки участников конфликта, находить их и давать им оценку (не только проигравшей или выигравшей стороны, но и суда). В последующем это поможет взвешивать, принимать правильные решения и избавиться от страха самому совершить ошибку. Очень часто именно ошибки и поражения приводят к получению ценнейшего опыта и знаний.

Ввиду огромного массива информации молодому юристу необходимо формировать навыки критического мышления, которое выражается в том, чтобы рассматривать получаемую информацию с позиции сомнения. Никакое суждение не должно восприниматься изначально как истина, оно подлежит анализу и исследованию с точки зрения логики и доказанности.

Очень важно при анализе судебной практики изучать не только акты, подтверждающие позицию доверителя, но и те, что ее опровергают. Необходимо правильно оценивать риски. Исследуются все точки зрения, высказанные участниками процесса, и изложенные в судебных актах выводы судов.

Работа с судебной практикой есть исследование каждого конкретного кейса в мельчайших деталях — фактах, являющихся частицами атомов, формирование которых и представляет собой деятельность судебного юриста. Источниками знаний и в то же время предметом исследований для студентов становятся решения судов первой инстанции, поскольку в них подробно перечислены все обстоятельства спора.

Задача студента — овладеть навыками: 

  • выявления фактов, их моделирования; 
  • построения юридических конструкций; 
  • нахождения, фиксации и анализа доказательств; 
  • процессуального моделирования; 
  • представления доказательств суду.

Нельзя забывать, что практическая деятельность, в особенности на раннем этапе работы выпускника, в большинстве случаев связана с коллективом (коллеги по проекту, руководитель, клиент и его юридическая служба). Юридический конфликт невозможно разрешить в одиночку даже по той простой причине, что в его основе лежат бизнес-разногласия, которые подчиняются определенным коммерческим правилам и деловым обыкновениям.

Студент должен научиться работать в коллективе, в котором возможно распределение соответствующих ролей, подготовка совместных письменных кейс-отчетов и исследований, проведение дискуссий, нахождение правильных путей решения той или иной ситуации.

Практическая деятельность — сильнейший фактор в процессе обучения. Занятия должны быть максимальным образом приближены к жизни. Как утверждается в специальной литературе, основным источником роста и развития для большинства людей становится в первую очередь собственный опыт. Согласно известной модели корпоративного обучения «70-20-10» Чарльза Дженнингса, на 70% свой успех и то, чему они научились, сотрудники связывают с личным опытом решения задач, проведения переговоров, разрешения кризисных ситуаций и подобным, на 20% — с изучением того, как работал их более опытный коллега или начальник, и только 10% — с обучением и прочитанной литературой.

Работая по кейс-методу, студент должен «прожить жизнь» своего объекта исследования (человека или компании, попавшей в сложную юридическую ситуацию), погрузиться в исследуемое дело, как будто он его и ведет в реальности. Очень важно не ограничиваться изучением только лишь текстов судебных актов, студент должен знать об участниках конфликта гораздо больше, получая информацию из множества количества открытых и непубличных источников.

Надеюсь, что предложенные мной рекомендации будут полезны и студентам, и специалистам, начинающим свою практическую деятельность, и преподавателям права.

* Следует отметить, что до появления Лэнгделла в качестве декана юридического факультета Гарварда обучение строилось по традиционному методу Дуайта (профессор Колумбийского университета). Студенты готовились к занятиям, читая трактаты — объемные учебники, в которых обобщались законы и лучшие мысли в этой области.