От суда подальше
Обратимся к цифрам: согласно статистике работы Avagard с клиентами, до 5% запросов о защите деловой репутации переходят в суд.
Такая маленькая цифра объясняется в первую очередь тем, что заказчики опасаются обращаться с исками из-за рисков ухудшения ситуации. Процесс по защите чести и деловой репутации в суде может стать громким инфоповодом как для СМИ первого эшелона, так и для нишевых интернет-изданий.
Хрестоматийна история суда по защите деловой репутации между совладельцем алюминиевого гиганта «Русал» Олегом Дерипаской и лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. Миллиардер требовал взыскать с политика компенсацию морального вреда за его высказывание о том, что бизнес, основанный Дерипаской, «афера и преступление». Хотя судебные разбирательства закончились мировым соглашением, конфликт получил огласку во всех ведущих СМИ и до сих пор (а прошло уже пять лет с его момента) фигурирует как заметный судебный прецедент в публикациях на подобную тематику. Широкое освещение этой истории лишь акцентировало внимание общественности на провокационных высказываниях в адрес бизнесмена.
Часто клиенты обращаются к Avagard после попыток защиты деловой репутации в суде. Причем неважно, завершились ли они успехом или нет: резонансные судебные дела широко освещают СМИ, суды публикуют пресс-релизы по итогам судебных разбирательств, происходит обновление публичных онлайн-баз по судебным делам. Вся эта информация хорошо ранжируется в поисковых системах и поднимается в топ выдачи «Яндекса» и Google. Клиентам, партнерам или комплаенс-офицерам международных банков зачастую неважен результат судебного процесса: само участие в судебных разбирательствах может испортить деловую репутацию и усложнить комплаенс-проверки и ведение бизнеса.
Если причиной обращения в суд для защиты деловой репутации стал заказной черный PR и судебный процесс получил огласку в СМИ, заказчику этой PR-кампании станет об этом известно, и есть вероятность, что он предпримет ответные действия. В частности, разместит компрометирующие публикации с несколько измененным содержанием и заголовками, из-за чего судебный процесс придется запускать заново.
Более того, удалить через суд информацию, размещенную в телеграм-каналах, чаще всего невозможно. Подобные каналы ведут анонимы, которых не призвать к ответу в суде и не обязать удалить компромат. Обращаться в суд в этом случае стоит, только если есть серьезная необходимость получить официальное решение для публикации его на своем сайте или оповещения контрагентов. В остальном сами юристы часто отговаривают клиентов обращаться в суд за защитой деловой репутации, чтобы не предавать огласке конфликт. Они перенаправляют к Avagard для решения таких проблем альтернативными методами.
Суд по защите деловой репутации: долго, дорого и без гарантий
По данным Верховного суда, только около 30% обращений в суд за защитой деловой репутации заканчиваются в пользу истца. Низкая вероятность успешного исхода связана с юридическими сложностями: необходимо доказать порочащий характер утверждений (иногда с привлечением лингвистической экспертизы) и очевидный ущерб для деловой репутации. Еще сложнее доказать, что в негативной статье автор выразил не субъективные суждения, а позволил себе утверждения. Как правило, зная этот нюанс, компромат маскируют словами «по мнению автора», «вероятно», «мне кажется» и подобными.
Предприниматели и бизнес также не выбирают обращение в суд как инструмент защиты деловой репутации из-за сложности прогнозирования сроков судебного процесса, который может затянуться и на год. Тем более если нужно оперативно открыть счет в иностранном банке, а для этого в сжатые сроки нейтрализовать недостоверные публикации в СМИ, которые могут быть красным флагом для банковского комплаенса.
Встречают не по одежке, а по первым страницам выдачи «Яндекса» и Google
При составлении риск-профиля потенциального клиента банки и другие финансовые институты, как правило, изучают только первую-вторую страницы в Google и «Яндекс». Дальше обычно никто не заходит из-за высокой загруженности и большого объема работы.
Это же касается партнеров и клиентов, которые также, как правило, ограничиваются первой страницей выдачи по запросу, содержащему фамилию и имя владельца бизнеса и название компании. Это подтверждают многочисленные исследования, согласно которым на первых страницах результатов поиска останавливается порядка 99–100% всех пользователей.
Именно поэтому порочащие материалы на первых страницах поисковой выдачи наносят реальный ущерб деловой репутации, тогда как последующие страницы почти никак не влияют на нее.
Информация с первых страниц выдачи формирует так называемый цифровой профиль персоны или компании, на основе которого партнеры, клиенты, банки и другие контрагенты принимают решение о сотрудничестве.
Спасательный круг, или Как цифровой профиль спасает деловую репутацию
Современные технические инструменты позволяют вытеснить ресурсы с ложной или порочащей информацией с первых страниц на последующие. Таким образом они станут практически невидимыми, а их место займут материалы, которые отражают необходимый образ персоны или компании.
Формирование положительного цифрового профиля — альтернатива обращению в суд в делах о защите деловой репутации. Этот метод в абсолютном большинстве случаев более эффективен и дает результат в рамках прогнозируемых сроков. Согласно практике Avagard, более 95% проектов заканчиваются успехом в течение двух — шести месяцев в зависимости от сложности задачи.
Более того, риски усугубления проблемы, как в случае с обращением в суд, минимальны, так как третьи стороны не узнают, что ведется работа по защите деловой репутации.
Еще один ощутимый плюс этого инструмента — возможность работать с любой информацией без ограничений. Например, когда нельзя установить автора публикаций, как в случае с постами в телеграм-каналах, или если порочащая информация — оценочное суждение.
Кейс Avagard
Предприниматель был участником судебного процесса, по результатам которого его оправдали и полностью сняли обвинения. Но публикации, освещающие судебный процесс, были в топе поисковой выдачи. Его конкуренты использовали их для распространения ложной информации на сайтах с компроматом. Через какое-то время англоязычные ресурсы стали перепечатывать эту информацию. Это мешало клиенту вести бизнес за рубежом: из-за постоянных вопросов от комплаенса банков открытие счетов и проведение транзакций затягивались, хотя все документы были чистыми.
В рамках проекта были опубликованы статьи на русском и английском языках в российских и международных СМИ и использованы технические инструменты для продвижения этих статей в топ поисковой выдачи. Они полностью вытеснили ложную информацию на дальние страницы выдачи Google и «Яндекса», чтобы она оказалась вне зоны видимости комплаенс-офицеров и потенциальных партнеров. По итогам проведенной работы прохождение комплаенс-проверок существенно ускорилось.
По опыту команды Avagard, формирование цифрового профиля решает большинство задач заказчиков, связанных с защитой деловой репутации. Обращение в суд можно рассмотреть в отдельных случаях, например когда речь идет не о публичных личностях или бизнесе, негативных публикаций всего несколько и есть уверенность, что это не заказной черный PR. В дополнение риски, связанные с ухудшением ситуации в связи с выходом процесса в публичное пространство, оценены как минимальные, а клиент должен быть готов принять существенное затягивание процесса.
Во всех остальных случаях создание цифрового профиля — самый эффективный инструмент для защиты деловой репутации. Особенно если речь идет о публичных личностях, известных предпринимателях и крупных компаниях, случаях, когда нужно нейтрализовать последствия заказного черного пиара, и о кейсах с порочащей информацией, размещенной на многих сайтах.