ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 июля 2009, 20:14

Трудности в работе судов во время кризиса

Трудности в работе судов во время кризиса
Юристы, в свою очередь считают, что важной проблемой для наших судов по-прежнему остается то, что всех подряд обвиняемых пытаются посадить в СИЗО фото ИТАР-ТАСС

Основными проблемами московской Фемиды за последние полгода стало затягивание сроков рассмотрения дел в судах, плохое качество и немотивированность некоторых судебных решений, а также ненадлежащее обеспечение безопасности судей. Такой вывод можно сделать из заявления председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой на брифинге, посвященном подведению итогов за первое полугодие 2009 года.

Трудовые иски

Но более всего Егорову впечатлил резкий рост трудовых споров.

"Экономический кризис отразился и на нашей работе. Истцы чаще всего жалуются, что их увольняют без предупреждения, без оснований снижают заработную плату", — сказала Егорова.

Так, за шесть месяцев текущего года в суды было подано 7317 таких исков, из них более 1,5 тысяч — о восстановлении на работе, а почти 5,7 тысяч — об оплате труда. Всего суды удовлетворили 3352 подобных иска, из них 437 — о восстановлении на работе и почти 3 тысячи — об оплате труда. За первые полгода 2008 года подобных исков было подано 1027, 672 было рассмотрено, и 390 из них удовлетворено а удовлетворено всего 330, т.е. в семь раз меньше.

"В основном речь идет о коммерческих организациях… Работодатели, когда уменьшают людям зарплату или сокращают штаты, даже Трудовой кодекс не читают, отсюда столько жалоб", — пояснила председатель Мосгорсуда.

Низкое качество судебных решений

Касательно непосредственной работы своих подчиненных, основные претензии Егорова высказала в отношении низкого качества написания судебных решений. Причем речь идет как об уголовных, гражданских, так и административных делах.

"Судьи иногда не мотивируют свои решения, не исследуют доказательства или ссылаются на те доказательства, которые даже не рассматривались. Это относится и к гражданским, и к административным, и к уголовным делам", — рассказала председатель Мосгорсуда.

Егорова отметила, что зачастую судьи в своих решениях переписывают статью закона, а мотивы принятия решения не описывают. "Я спрашиваю их: для кого вы переписываете законы? Для меня? Я их знаю!"

Председатель Мосгорсуда подчеркнула, что на совещаниях это становится предметом разбирательства, и добавила, что после их обсуждения, возможно, судьи "будут по-другому относиться к рассмотрению уголовных дел".

Подозрения в коррупции

Проблема коррупции в судейском сообществе Москвы, по словам Егоровой, связана с ошибками судей и качеством написания судебных решений. "Это также идет от непонятности решений… Людям непонятно, на чем основывалось то или иное решение, в итоге появляются разговоры о коррупции", — пояснила председатель Мосгорсуда.

"Например, судья пишет решение об отказе выселения из квартиры мужа и в нем просто переписывает статью из Жилищного кодекса, не вникая в обстоятельства спора. А потом оказывается, что он уже 20 лет в разводе с женой, плодится на стороне и своей бывшей супруге угрожает всех своих детей к ней прописать, если она его выселит", — привела пример председатель Мосгорсуда.

По словам Егоровой, само поведение судей может стать причиной для подозрения их в коррупции: "Люди жалуются на хамство, на то, что прокуроры заходят к ним в совещательную комнату, и они там все вместе смеются, чаи гоняют и чулки обсуждают. Что о них после этого подумать можно?", — приводит "Время новостей" слова Егоровой, которая добавив, что у противоположной стороны в этом случае возникает подозрение, хотя в этот момент "могут рассказывать анекдот, либо обсуждать, что носить".

Волокита

Еще одной бедой столичных судов по-прежнему остается волокита. Впрочем, если в прошлом году с нарушением сроков было рассмотрено 27 процентов гражданских дел, то в текущем — 18 процентов.

"Это тоже много, поскольку по России меньше 10 процентов таких дел. Проблема затягивания сроков рассмотрения дел все еще остается, хотя мы сделали очень много", — признала Егорова

Сделка со следствием

Серьезные опасения у Егоровой вызвал закон "О сделке со следствием", вступивший в силу совсем недавно.

"Это очень опасно. В нашем обществе к такому явлению относятся поверхностно… А теперь они (следователи) возьмут одного такого „сотрудника“, и за убийство пятерых он условно получит. Да он за свою свободу всех оговорит, вот что страшно. Если человек совершил тяжкое преступление, он за это должен нести ответственность, и никаких сделок не будет! Учитесь дела расследовать, дорогие следователи", — заявила Егорова.

По мнению председателя Мосгорсуда, за тяжкие преступления нужно арестовывать и держать до суда в СИЗО, а смягчать приговор стоит лишь тем, кто "действительно раскаялся", а для этого есть возможности в существующем законодательстве.

Залоги

В то же время к применению залога в качестве меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых Егорова отнеслась весьма одобрительно. На ее взгляд, такая практика станет применяться судами по делам об экономических преступлениях все чаще.

"Залоги будут большие. Украл на 200 миллионов или налоги не заплатил, вот и внеси их. А если сбежал — приговор вынесем заочно и деньги отберем. А зачем человека в тюрьме держать?", — предупредила председатель Мосгорсуда

Обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях под залог не отпустят, уточнила судья. "Кто совершил тяжкие преступления — убийство, растление малолетних, грабежи и так далее, то нет, не отпустим", — сказала она.

Егорова пояснила, что человек, подозреваемый в совершении тяжкого преступления, в случае нахождения на свободе может повторно его совершить, поэтому суды не возьмут на себя такую ответственность.

Взгляд со стороны

Юристы, в свою очередь считают, что важной проблемой для наших судов по-прежнему остается то, что всех подряд обвиняемых пытаются посадить в СИЗО. По их словам, практики отпускать фигурантов экономических дел под залог до сих пор не появилось.

"Буквально два дня назад Мосгорсуд рассматривал мое ходатайство об изменении меры пресечения Шнайдеру и Некрасову. Мы предлагали залог в 50 миллионов рублей. То есть именно такой, о котором говорила сегодня Ольга Александровна, — сопоставимый с суммой в обвинительном заключении. Но нам было отказано, а Некрасов и Могилевич оставлены в СИЗО. Так что пока подтверждений словам главы Мосгорсуда на практике я не вижу", — заявил "Газете.Ru" адвокат Александр Аснис.

Кроме того, утверждают юристы, часто приговоры и постановления судов безмотивны потому, что в деле отсутствуют какие-либо доказательства.