ПРАВО.ru
Актуальные темы
1 декабря 2014, 18:51

Затянутые пояса, "узкие места" и юридические тендеры

Затянутые пояса, "узкие места" и юридические тендеры
Конференция IBA прошла в московском отеле Marriott Royal Aurora

И главы консалтинговых фирм, и заказчики их услуг видят ближайшее будущее юридического бизнеса не в радужных красках. Настали заморозки в политике и экономике, пора затянуть пояса и не смотреть с особой надеждой на Восток – работать с ним сложно, соглашались на VII международной конференции IBA. На ней юристы узнали, например, как находить "узкие места" в управлении фирмой, мешающие зарабатывать. Удалось им обсудить и шансы крупных корпораций стать желанными заказчиками для юристов. Бизнесу интересно, как вести себя в условиях санкций и деофшоризации и как выигрывать налоговые и корпоративные споры, рассказал юрист корпорации. Крупный бизнес с госучастием все чаще размещает заказы на тендерах, но куда жаловаться на нарушения – не всегда ясно, соглашаются маркетологи.

"Россия остается важной юрисдикцией", – заверил президент Международной ассоциации юристов (IBA) Майкл Рейнольдс, открывая ежегодную конференцию IBA "Управление юридической фирмой". Та прошла в минувшую пятницу, 28 ноября 2014 года, в московском отеле Marriott Royal Aurora. Рейнольдс пообещал поддержку IBA российской Федеральной палате адвокатов: стороны собираются обсуждать наработанную практику в сфере регулирования юридической профессии, рассказал он. В долгу не остался первый вице-президент ФПА, старший партнер юридической фирмы ЮСТ Юрий Пилипенко. Он отметил потепление отношений адвокатуры с отечественным Министерством юстиции за последние несколько лет и заявил, что адвокатское сообщество обязано этим взаимодействию в рамках IBA (форум состоялся в седьмой раз, также IBA поддерживает петербургский Международный юридический форум, проходящий с 2011 года). Но гораздо больше внимания уделили похолоданию в общественных сферах. "Заморозки в политике и экономике" неизбежно повлияют на российский юридический рынок, считает Пилипенко. Спорить никто не стал.

Затянуть пояса и не смотреть на Восток с оптимизмом

"Отсутствие роста в Еврозоне, остановка инвестиционных проектов, небезопасность и неуверенность", – описал гендиректор британской консалтинговой компании KermaPartners Майкл Роч ключевые тенденции ближайшего будущего. Надеждой юристов в этих условиях становятся частный капитал и крупные корпорации, отметил Роч. Частных инвесторов на конференции не оказалось, но откликнулся представитель последних – Валерий Сиднев, директор по правовым вопросам компании "Еврохим", занимающейся производством удобрений. "Случилось все, что могло бы случиться худшего", – отозвался он о санкциях, модернизации судебной отрасли и гражданского права, законе о контролируемых иностранных компаниях (внесен в Думу в конце октября, предполагает уплату налогов в России для владельцев иностранных компаний, подробнее >>). Но юридические услуги российским корпорациям потребуются, считает Сиднев. Речь и об узких вопросах санкций и деофшоризации, и о более широком круге – налоговых и корпоративных судебных спорах, внутрироссийских сделках слияний и поглощений, которые могут оживиться в кризисный период, перечислил направления Сиднев. Выразил он и надежду, что банковские юристы станут более "креативными" в условиях, когда закрыты привычные международные рынки капитала. "Русский бизнес рассматривает это как вызов", – резюмировал он.

– Еще не все случилось, что могло бы случиться, – предостерег его и слушателей Юрий Пилипенко. – Имеет смысл ожидать новых инициатив, в нашей Думе очень творческие люди.

Другим одним стратегическим направлением для российского юридического бизнеса может быть сотрудничество с азиатскими фирмами, считает Сиднев, хотя и делает оговорку о специфике региона. В пример он привел две сделки "Еврохима". По его словам, приобретение небольшого завода в Китае, строившегося четыре месяца, пришлось согласовывать с местной антимонопольной службой без малого год (сообщения о строительстве совместного предприятия "Еврохима" и Migao Corporation появились в ноябре 2013 года"). Сиднев противопоставил этому случаю приобретение завода в Бельгии стоимостью в $1 млрд – эту сделку согласовывали всего 2,5 месяца, рассказал он ("Еврохим" приобрел у BASF завод в Антверпене в апреле 2012 года). От оптимистичного отношения к Востоку предостерег и Пилипенко. "Работать с ними трудно", – считает он. Слова он тоже подкрепил примером – общее соглашение российской Федеральной палаты адвокатов с японскими коллегами объемом на одну страницу без финансовых обязательств пришлось согласовывать восемь лет. "Мы все же европейцы", – уверен Пилипенко.

И партнер ЮСТа, и партнер международной юридической фирмы White&Case Андрей Донцов согласились, что в целом юрфирмам придется затянуть пояса и привыкнуть к более низким ставкам оплаты, чем раньше. Но если отечественные компании могут найти работу, оказывая поддержку госорганам, международной фирме может прийтись хуже. По словам Донцова, остается надеяться на центральные офисы, которые "живут хорошо, прибыли и обороты растут". Но, когда плохие времена закончатся, могут понадобиться юристы среднего уровня, считает Донцов, и, если не начать сейчас формировать их прослойку, "будет сложно", считает он. Из зала озвучили и другие направления работы.

– По опыту иранских коллег, которые провели 10 лет под санкциями, могу сказать – развивайте уголовно-правовую практику, – предложил слушатель Максим Тафинцев.

А некоторые считают, что в кризисных условиях стоит подумать о новых регионах. Управляющий партнер юридической фирмы "Алруд" Василий Рудомино напомнил, что офисов международных юридических фирм пока нет в Африке.

"Узкие места" в финансах российских и зарубежных фирм

Прежде чем выходить на новые рынки, имеет смысл разобраться с текущими проблемами: успехом пользовалась сессия об управлении финансами в юридической фирме. Юристам рассказали, как работает управленческая "теория ограничений". Как поведал соорганизатор сессии, управляющий партнер консалтинговой компании Legal Stratagency Александр Хвощинский, для любого бизнес-процесса существуют ограничения, вызванные человеческим фактором, существующими процедурами или рынками, – их можно назвать "узкими местами" или "бутылочными горлышками". Общий алгоритм их устранения, рассказывал Хвощинский, состоит из пяти шагов. Следует найти ограничения, обеспечить их загрузку, настроить прочие элементы системы так, чтобы они давали постоянную нагрузку на "бутылочное горлышко", обеспечить продуктивность "узкого места" и при необходимости вновь взглянуть на систему, не появилось ли новых проблем.

У участников были разные примеры того, как фирмы сталкивались с "узкими местами" и избавлялись от них. У "ФБК-Право" были проблемы с биллингом, списанием средств адекватно отработанным часам, рассказал партнер этой компании Александр Ермоленко. "Чтобы сохранить клиентов, приходилось что-то делать со счетами," – поделился он. Но о методах решения подробно не рассказал, лишь выразился абстрактно: компании пришлось минимизировать "творческий подход". А у компании Pen&Paper, поделился ее партнер Валерий Зинченко, бывали проблемы с капризными клиентами, которые то задерживали оплату, то демонстративно начинали искать консультанта. Проблему удалось решить, подчеркнув значимость клиента и индивидуализировав подход, сообщил Зинченко. Не все бывает гладко и с кадрами. Как рассказал Зинченко, уголовно-правовые адвокаты, которых звали в фирму, часто привыкли "встречаться с клиентами в кафе" и одеваться в свитера, им сложно перестроиться, начать ходить на работу в офис и носить костюмы. Как бороться с этим, Зинченко не уточнил, но упомянул в конце сессии, что собирается продолжить поиск новых людей.

Встретились примеры и из зарубежного опыта. Партнер немецкой фирмы SKS Steuerberatung, специализирующейся на международном налогообложении, Дмитро Сонкин рассказал, как их компания боролась с немецкой традицией оплачивать счет консультанта как минимум после двух напоминаний. Решить проблему удалось с помощью автоматического списания средств с клиентского счета, рассказал Сонкин. Как уточнил он в беседе с "Право.Ru", возможность безакцептного списания средств ставится как обязательное условие в клиентский договор, и на иных условиях соглашения они не заключают.

Когда юристы смеются, обсуждая тендеры

Завершили сессию дискуссией о том, как заключать клиентские соглашения, выигрывая тендеры на оказание юридических услуг. Их число с начала 2014 года в России выросло на 26 % по сравнению с прошлым годом и превысило 9000, рассказала Диана Мегреладзе, руководитель отдела консалтинга "Ассоциации электронных торговых площадок" (АЭТП; занимается организационными и юридическими вопросами проведения торгов). Большая часть закупок проводилась в конце осени, а самыми дорогими контрактами, перечислила Мегреладзе, отличились Сбербанк, "Атомстройэкспорт", "Газпром", "Роснефть", Министерство культуры, Комитет по конкурентной политике Московской области (также проводил тендеры на строительство и транспортные услуги в регионе), Минфин. По подсчетам АЭТП, средняя итоговая цена контракта оказывается снижена на 19 % по сравнению с максимальной.

Значение тендеров как источников закупки юридических услуг возросло, соглашаются и российские, и международные консультанты. Директор по маркетингу юридической фирмы "Линия права" Ирина Канайкина рассказала, что в прошлом году их фирма поучаствовала в 79 тендерах, выиграв около 23 % из них. Отметила она и рост доходов фирмы в 2014 года за счет выигранных тендеров – до 38 % от общей выручки фирмы по сравнению с 12 % в прошлом году. "Этот тренд не только российский, но и мировой", – поддержала ее глава отдела маркетинга Linklaters в СНГ Елена Белоусова, сославшись на опыт коллег из других офисов этой международной фирмы. По данным Белоусовой, за два года число тендеров в Европе, в которых участвовали Linklaters, выросло на 170 %.

Белоусова посоветовала при выборе тендера изучать предъявляемые требования, чтобы понять, насколько фирма им соответствует, чтобы не тратить силы курьеров и ксерокса на бесперспективные заявки. Зашла речь об ошибках и неточной информации. С ними сталкивалась "Линия права", рассказала Канайкина, и правильной стратегией оказалось запрашивать разъяснения и уточнения. "Если видите странные требования, не стесняйтесь звонить", – поддержала Белоусова. По ее словам, странности могут возникать из-за копирования из предыдущего объявления или ошибки неопытного сотрудника. А Мегреладзе из АЭТП поделилась, что "не совсем законные и не совсем логичные" требования встречаются часто. Если нарушения явно видно, стоит подать жалобу в антимонопольную службу, посоветовала она. Первый ряд слушателей откликнулся на этот совет невеселым смехом.