ПРАВО.ru
Актуальные темы
13 февраля 2015, 19:18

"Разрешение параллельного импорта – проблема политическая"

"Разрешение параллельного импорта – проблема политическая"
Фото ИТАР-ТАСС

Параллельный импорт – ввоз оригинальных товаров, выпущенных правообладателем за рубежом. Сейчас в статье 1487 ГК РФ закреплен национальный принцип исчерпания прав, согласно которому ввоз в Россию выпущенных за рубежом товаров, защищенных товарными знаками, возможен самим правообладателем или с его согласия. В 2013 году первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что разрешить параллельный импорт возможно, но произойти это может не раньше 2018–2020 годов, чтобы не отпугнуть инвесторов. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, участник совещаний у Шувалова и сторонник введения параллельного импорта, рассказал в интервью "Право.Ru", почему дело резко сдвинулось с мертвой точки. 

– Итак, правительство готово разрешить параллельный импорт? Что подтолкнуло к этому? 

12 февраля в 17:00 под руководством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова состоялось почти двухчасовое совещание, на котором обсудили вопросы перехода на международный принцип исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности в России. Разрешение параллельного импорта сейчас – проблема уже не только экономическая, но и политическая. Дав параллельным импортерам возможность участвовать в госзакупках, а весь объем рынка госзакупок – 6 трлн руб, мы могли бы сэкономить фантастические средства, не менее половины бюджетных средств, потраченных на госзакупки. Это цифры, не сравнимые по своему масштабу ни с какими иностранными инвестициями. Далее, если мы с помощью параллельного импорта сможем значительно снизить стоимость лекарств для наших граждан, это надо делать в максимально короткие сроки. Я уже не говорю о товарах двойного назначения, которые нужны нам в условиях санкций в переходный период импортозамещения. Кроме независимых импортеров, т. е. параллельного импорта, этого не сможет сделать никто.

– А как же интересы инвесторов?

– Приведу позицию Шувалова. Он считает, что параллельный импорт нужен, нынешняя ситуация абсурдна, но не надо ломать рынок и наносить существенный ущерб инвесторам, выламывая им руки. Надо все сделать технично, разумно, предусмотреть определенный переходный период. Но надо принимать меры достаточно оперативно, по некоторым позициям – срочно, экономическая и политическая ситуация нас к этому вынуждают. Игорь Иванович заявил, и в этом он абсолютно прав, что интересы граждан России превыше всего, допустив и возможность отступления от международных обязательств, в случае крайней необходимости, продиктованной интересами национальной безопасности.

Честно говоря, я считаю, что нам пора прекратить использовать всю государственную мощь, бюджетный, административный ресурс для защиты прав иностранных правообладателей. Абсурдно отстаивать интересы крупнейших западных компаний, когда фактически нам объявлена экономическая война. Ни одна страна не ущемляет собственных граждан, свой малый бизнес в интересах иностранных компаний, но именно такая абсурдная ситуация сейчас существует в России.

– Кого было больше на заседании – сторонников или противников параллельного импорта?

– Приблизительно поровну и тех и других. Давно поддерживают параллельный импорт в Федеральной антимонопольной службе – на совещании присутствовали ее руководитель Игорь Артемьев, его заместитель Андрей Кашеваров, они последовательно отстаивают интересы российских пользователей, ведь параллельный импорт подразумевает свободную конкуренцию. ФАС вообще является инициатором в этом вопросе. Поддерживает нас Нурлан Алдабергенов, член коллегии ЕЭК (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию, Алексей Иванов, директор департамента правовой политики общественного развития Фонда "Сколково", поддержал и глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Собственно, я позволю себе засчитать и самого Игоря Ивановича в качестве сторонника параллельного импорта.

– Кто был против и почему? 

– Андрей Слепнев, член Коллегии ЕЭК (министр) по торговле, был скорее против, так как беспокоился об интересах инвесторов. Другой член Коллегии ЕЭК, (министр) по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов, был более осторожен и сдержан, чем его коллега по ЕЭК Нурлан Алдабергенов – горячий сторонник возврат Казахстана к международному принципу исчерпания, а также перехода к нему всех стран – членов ЕЭК. Сергей Краевой, заместитель министра здравоохранения, ранее, как он сказал, в "нормальных условиях", был против параллельного импорта, но сейчас перешел в ряды сторонников, потому что понимает, что это единственная реальная возможность существенно снизить цены на лекарства. 

– Кого поддерживает Шувалов?

– Его позиция – предельно конкретная, предельно критичная и предельно государственная. Он совершенно четко сформулировал необходимость принятия срочных мер по параллельному импорту в интересах граждан России. Наши оппоненты ссылаются на международные обязательства, прежде всего ВТО, но Алексей Иванов убедительно доложил о несостоятельности таких опасений, ссылаясь на последнее исследование "Сколково", основанное на консультациях с ведущими мировыми специалистами по интеллектуальной собственности. Шувалов подчеркнул приоритет интересов России, ее граждан, ее национальной безопасности, в контексте нынешней экономической и политической ситуации, над любыми нормами и обязательствами. Шувалов привел пример ЮАР и Бразилии. Страны отказалась от международных обязательств, когда там вспыхнула эпидемия СПИДа. Например, Бразилия, наплевав на все международные обязательства, наладила нелицензионный выпуск недорогих лекарственных средств на своей территории, без разрешений и согласований. 

На совещании приводили пример, точнее, антипример результатов отказа от параллельного импорта. По опыту Казахстана, перешедшего с международного принципа исчерпания на региональный в рамках Единого экономического пространства (России, Белоруссии и Казахстана), резко снизились налоговые и таможенные платежи компаний, занимающихся параллельным импортом. Например, ТОО "TSP" – крупнейшая независимая компания на рынке автозапчастей в РК, около 50 % объема поставок оригинальных запчастей марок Toyota и Lexus в Казахстан. В 2012 году снижение налоговых и таможенных платежей на 44 %, в 2013 г. – на 60 %, в 2014 г. – на 80 %, сокращение сотрудников – на 90 % в 2014 году, сократили число торговых офисов на 80 % в 2013–2014 годах (из 14 закрыто 11).

– А что и как собираются предпринять в России?

– Либо будет оставлен региональный принцип исчерпания права с некоторыми изъятиями, исключениями для некоторых секторов, например лекарственных средств и медицинских изделий и автомобильных запчастей. Либо надо будет прежде всего изменить договор о Евразийском экономическом союзе, в котором закреплен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак: он должен стать международным, скорректировав и национальное законодательство стран – участниц единого таможенного пространства, прописав там международный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, с отдельными изъятиями (исключениями): параллельный импорт можно ограничить для тех инвесторов, которые смогут доказать, что для них это исключение надо сделать. Например, это может быть наш автопром и автокомпоненты, выпускаемые для него.

– Когда и как это решат? 

– На совещании 12 февраля Игорь Шувалов поручил ФАС в 10-дневный срок провести совещания, с участием Минэка, Минпрома, желающих из числа присутствующих, а также всех заинтересованных сторон: независимых импортеров, производителей, инвесторов. Я бы назвал это общественными слушаниями. Будут собраны представители двух противоположных точек зрения на параллельный импорт, прежде всего из отраслей, связанных с автопромом, автосервисом и торговлей автозапчастями. Второй кейс – лекарственные препараты и медицинские изделия. ФАС необходимо будет оперативно сформировать "дорожную карту", предложив комбинированное решение для переходного периода: региональный принцип исчерпания с исключением для параллельного импорта по отдельным позициям или введение международного принципа, с исключением для инвесторов по отдельным позициям. После этого – заключительное совещание у Шувалова, а затем у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Далее – доклад президенту и окончательное решение. Шувалов подчеркнул, что необходимо закончить работу в максимально короткие сроки. Счет идет на дни.