Авторы: Мария Цыганкова, Елена Ткачева
Несмотря на ужесточение рекламного законодательства, количество антимонопольных дел в этой сфере продолжает расти. Так, согласно данным ФАС России, в минувшем году в антимонопольные органы поступило 22 603 заявления, что вдвое больше, чем в 2013 году, когда было рассмотрено только 11 716 заявлений. При этом всего было проверено более 28 000 спорных фактов против 19 500 в 2013 году. Итогом этого стало возбуждение 7245 дел о нарушениях в рекламе, почти на треть больше чем годом ранее. С какими нарушениями антимонопольным органам приходится сталкиваться чаще всего, какие уловки придумывают рекламодатели, чтобы обойти запреты, и какой штраф им пришлось заплатить в минувшем году – в специальном исследовании "Право.Ru".
СМС-обвал
Наибольшее число нарушений в 2014 году связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента – 47,17% всех выявленных нарушений. Этот показатель существенно вырос по сравнению с 2013 годом, когда он составлял всего 13,15%.
В число нарушителей, уличенных ФАС в несогласованной рассылке СМС-рекламы, в первую очередь попали крупнейшие операторы связи. Так, столичное УФАС признало ненадлежащей СМС-рекламу МТС о розыгрыше автомобиля Mercedes-Benz в награду "за преданность" абонентов. Ставропольский УФАС оштрафовал "МегаФон" за автоматическую подписку на рассылку рекламы "18+" при проверке баланса. Кроме того, за незаконную СМС-рекламу были наказаны и ряд банков – КБ "Восточный", например, рассылал сообщения о снижении ставок по кредитам, Сбербанк настойчиво информировал абонентов без их разрешения о своих услугах, а СМС-реклама дебетовых карт банка "Хоум Кредит" продолжала приходить бывшему клиенту, даже когда он письменно от ее отказался.
Невыгодный процент
Как отмечают в ФАС, по-прежнему довольно велико количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг – 11,16% от всех нарушений. В 2014 году в сферу регулирования соответствующей статьи 28 закона "О рекламе" была также добавлена реклама займов. В частности, нарушением теперь считается, если такая реклама не содержит хотя бы одного условия, влияющего на формирование полной стоимости кредита.
Среди примеров подобных нарушений можно привести телерекламу хабаровской фирмы, предлагавшей остеклить балкон "по честной цене всего от 1700 руб. в месяц", получив кредит в банке "Хоум Кредит". Однако, поскольку в рекламе было озвучено лишь одно условие его предоставления – сумма ежемесячной выплаты, УФАС оштрафовало компанию на 100 000 руб. Санкт-Петербургское управление ФАС России возбудило дело на издателя газеты, распространившего рекламу зарубежной компании, в которой предлагалась ставка в 2,8% по кредиту, выдаваемому безыменным банком-партнером.
Кроме того, в 2014 году лицам, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, было вообще запрещено каким-либо образом продвигать свои услуги. Так, антимонопольное ведомство обязало корпорацию "Проф-Медиа" выплатить 100 000 руб. за рекламу в эфире радиостанций "Юмор ФМ" и "Авторадио" с фразами: "С МММ все только начинается. 100 % в месяц. И куплю жене сапоги". При этом в рекламе отсутствовало наименование лица, оказывающего финансовую услугу.
"Хортица"-плейсмент
В минувшем году существенно сократилась доля нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок. Этот показатель был равен всего 6,8%, при этом в 2013 году он составлял пятую часть нарушений – 21,38%. Положительной динамике способствовали и изменения в законодательстве. Так, поправками в закон о рекламе были устранены ранее введенные ограничения по местам распространения медицинских услуг.
Снизилось также количество нарушений в рекламе алкогольной продукции и табачной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В 2014 году процент таких нарушений составил 4,04%.
Прошлый год также запомнится рядом послаблений в области рекламы алкоголя. До января 2019 года была законодательно закреплена возможность размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в периодических печатных изданиях за исключением первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов, во время проведения официальных спортивных мероприятий в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований, а также на телевизионных каналах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.
Также вступили в силу поправки в закон о рекламе, согласно которым допускается размещение рекламы вина и игристого вина, произведенных в РФ из выращенного на территории РФ винограда, в периодических печатных изданиях за исключением первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени, а также на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
Поскольку реклама алкоголя является одной из самых прибыльных, рекламодатели всячески пытались ее обойти. Так, в художественном фильме "Вий", вышедшем в российский прокат в январе 2014 года, использовалось скрытое изображение водочного бренда "Хортица". Буква "Х" в круге, а также само слово "Хортица", написанное стилизованным шрифтом с заглавной буквой в виде скрещенных мечей, были показаны в заключительных кадрах на указателе с табличками "Лондон", "Хортица", "Москва". При этом топоним "Хортица" в непосредственном значении населенного пункта в картине ни разу не упоминается. При рассмотрении материалы дела ФАС указала, что органично интегрированной в произведение можно признать информацию о товаре, которая является составной частью общего сюжета произведения и не может быть изъята из него без ущерба для восприятия. Поскольку демонстрация товарного знака в фильме, по мнению ФАС, ассоциируется у потребителя исключительно с водкой "Хортица", и, как следствие, направлена на привлечение внимания к этому продукту, она была признана противоречащей ч. 2.1 ст. 21 закона "О рекламе", а создатель фильма оштрафован на 100 000 руб.
Натуральное хранится долго
Практически не изменилась доля рекламы, водящей потребителя в заблуждение, в 2014 году она равнялась 6,13% всех нарушений. Количество недостоверной рекламы составило 6,28% всех нарушений. Размер недобросовестной рекламы в 2014 году равен 1,09% всех нарушений, а количество неэтичной рекламы – 1,25%.
Так, достаточно часто антимонопольные органы сталкивались со случаями некорректного сравнения в рекламе. В мае-июне 2014 года в эфире ряда телеканалов, а также на наружных конструкциях распространялась реклама молока ООО "Талицкий молочный завод". Слоган видеороликов и наружной рекламы гласил: "Натуральное долго не хранится. Срок хранения – пять суток". Комиссия ФАС пришла к выводу, что рекламодатель сравнивает свой товар по критерию натуральности с молоком конкурентов, срок хранения которого до полугода. При этом не указывается на различия в применяемом способе термообработки. Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрено, что все молоко независимо от способа термической обработки и срока годности является натуральным, если в его производстве не использованы консерванты и сухое молоко. За некорректное рекламное сравнение ФАС привлекла молочный завод к административному штрафу.
ФАС идет в интернет
В 2014 году антимонопольные органы стали чаще проверять на нарушения интернет-рекламу. Так, были выявлены случаи распространения в глобальной сети рекламы азартных игр. При наборе в поисковой строке Google словосочетаний "казино играть в автоматы" или "покер играть онлайн" появлялись блоки с пометкой "реклама" с объявлениями о проведении азартных игр, представляющие собой гиперссылки для перехода на сайты с играми на деньги. На этих ресурсах были представлены способы открытия персонального счета, а также варианты зачисления взносов и вознаграждений. Комиссия ФАС признала рекламу ненадлежащей, а ее распространителя – Google Inc. (США), ООО "Гугл" – нарушившими рекламное законодательство и оштрафовала каждую из компаний на 100 000 руб. Кроме того, в августе 2014-го ФАС уличила в нарушении закона о рекламе и поисковик "Яндекс", который выдавал гиперссылки на сайты с бесплатной игрой в покер при поиске информации об этой азартной игре на деньги. Компания также была подвергнута административному штрафу.
Кнут в 152 млн руб.
В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия. Всего в 2014 году было возбуждено 5796 дел об административных правонарушениях, что на 1000 больше, чем в 2013 году (4738 дел). По результатам рассмотрения административных дел было вынесено 3562 постановления о наложении штрафа на общую сумму в 152 млн руб.