Уже не первый год идут тяжбы, связанные со Ставропольской ГРЭС. Представители энергокомпании ОГК-2, в состав которой входит станция, пытаются вернуть несколько крошечных участков земли на территории предприятия. Они неожиданно оказались в чужих руках, и выяснилось это именно тогда, когда на спорной земле развернулось строительство двух энергоблоков ГРЭС. Соперник ОГК-2 — неприметный человек, чьи права на участок подкрепляются сложной цепочкой перепродаж и судебных решений. Теперь энергетикам предлагают выкупить клочок земли за весьма нескромную сумму — 200 млн рублей. Судьбу стратегически важного строительства поставили под вопрос "физические лица", больше похожие на компанию рейдеров.
Законны ли сделки, в результате которых электростанция лишилась прав на землю, — большой вопрос. В ОГК-2 (ее контрольный пакет приналежит "Газпрому") говорят о самом настоящем рейдерском захвате. По словам энергетиков, один из его инициаторов — бывший сотрудник ГРЭС Дмитрий Оглуздин. ОГК-2 пытается через суды отстоять свои права, но это процесс не быстрый. А в это время на Ставрополье, в поселке Солнечнодольске близ города Изобильного под угрозой срыва оказалось строительство двух новых энергоблоков Ставропольской ГРЭС.
Несмотря на то, что президент России постоянно требует покончить с рейдерскими захватами, подобные истории не редкость. Мы уже рассказывали о том, как в результате ловкой операции сменился подрядчик, строивший второй энергоблок на Волгодонской АЭС. Заказчик строительства передал подряд "своим людям" из дочерней фирмы. В итоге запуск энергоблока "перенесли" минимум на полгода. К тому же на работающем первом реакторе АЭС за две недели произошло две аварии (сообщения об этом можно найти здесь и здесь). Но в случае со Ставропольской ГРЭС угроза появилась извне — в лице уже бывших работников станции.
Как все начиналось: бывший сотрудник ГРЭС купил "непрофильные активы" станции и захватил кое-что по соседству
В середине 2000-ных годов шла реструктуризация РАО "ЕЭС России". Входящие в нее компании распродавали непрофильные активы. Не стала исключением и Ставропольская ГРЭС, ныне являющаяся частью Второй генерирующей компании оптового рынка электроэнергии (она же ОГК-2). "У самой станции остались только территории под основным производством, — поясняет руководитель пресс-службы ОГК-2 Юрий Кузнецов. — И еще примерно 27 га за забором, на которых расположены сараи, гаражи, бетонные площадки. Короче, все, что служило строительной базой при возведении ГРЭС, а после ввода станции просто разрушалось и растаскивалось. Когда поступило распоряжение продать „непрофили“, то ГРЭС юридически оформила на себя наиболее крупные из них, а всякого рода мелочевка так и осталась числиться самостроем, на который никаких бумаг не было". Земля, на которой стояла эта реальная и виртуальная недвижимость, принадлежала ГРЭС на правах постоянного бессрочного пользования.
По просьбе местных властей ГРЭС продала "непрофили" некой фирме "Ин-новация" с отсрочкой платежа. Но "Ин-новация" не стала платить за покупки, а просто оформила их в собственность. По решению суда имущество фирмы (те самые "непрофили" ГРЭС) пошло с молотка. В июне 2007 года их купил бывший сотрудник ГРЭС Дмитрий Оглуздин. В 90-е он отвечал на станции за закупки оборудования и запчастей. Всего Оглуздин купил 23 объекта недвижимости вроде "квасильно-засолочного цеха", "благоустройства территории" и "подкрановых путей", сумма сделки составила 6,3 млн рублей (копия договора купли-продажи имеется в распоряжении редакции "Право.Ru"). Земля, на которой они стояли, так и оставалась за станцией.
Дальше закрутилась сложная операция по захвату собственности. Задолго до лета 2007 года было известно, что ОГК-2 продадут новому собственнику. А вдруг ему захочется увеличить мощности Ставропольской ГРЭС? Тогда можно будет предложить ему старые развалюхи по новой цене… Скорее всего, благодаря прежним связям господин Оглуздин знал о планах развития ГРЭС. Это вполне объясняет его интерес к квасильному цеху. Но новых покупок ему показалось недостаточно. Рядом с ними находился еще один запущенный участок, записанный на ГРЭС, а на нем — гараж, диспетчерская, бетонные площадки. В общей сложности пять объектов, та самая "мелочевка", неучтенный самострой, на который никто не оформил право собственности.
Бывший работник станции Оглуздин решил исправить это упущение. Он безо всяких оснований регистрирует пять ничейных объектов в местном филиале ГУП СК "Крайтехинвентаризация" и получает на них техпаспорта. А потом все свои владения — 23 ранее приобретенных объекта и 5 новых, незаконно захваченных, — перемешивает, делит на два лота и продает некоему Федору Аксючицу. В частности, 5 "черных" и 3 "белых" объекта были проданы по одному договору (у нас есть копия документа) за 48,6 тыс. рублей. Сумма не случайная, ведь хозяйственные споры на сумму до 50 тыс. рублей подсудны мировому суду.
Именно туда, не мешкая, обратился Аксючиц: дескать, продавец (Оглуздин) уклонился от госрегистрации прав собственности на пять "черных" объектов недвижимости. Другими словами, продал Аксючицу то, чем не владел. А Аксючиц хочет получить их в собственность, он за них деньги платил. И мировой судья Масленников 22 января 2008 года признает Аксючица законным владельцем этой недвижимости (текст постановления читайте здесь). Почему судья так решил, узнать уже не удастся: некоторое время спустя он умер.
Логика рейдера: захватить пару неучтенных построек, а потом продать их по бешеной цене
В то время, когда мировой судья Масленников выносил свое неоднозначное решение, уже были известны планы ОГК-2 по новому строительству на Ставропольской ГРЭС. В 2007 году генерирующую компанию купил "Газпром", а в феврале 2008 года вышло распоряжение Правительства РФ № 215-р "О генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года". В этом документе прописаны и планы по строительству двух новых энергоблоков на Ставропольской ГРЭС. Причем оказалось, что строить их должны как раз на том участке, на котором стоят присвоенные рейдерами пять зданий.
Аксючиц только того и ждал. На основании решения мирового судьи он немедленно регистрирует право собственности на пять захваченных построек и тут же, 26 февраля 2008 года, продает их другому физлицу, Евгению Врацкому. Биография Врацкого интересна тем, что раньше он был водителем Оглуздина, того самого бывшего снабженца станции. Видимо, этот человек решил снова поработать на бывшего шефа. За 13 построек, включая пять "черных", он заплатил Аксючицу 900 тыс. рублей (копия договора есть в редакции). Затем Врацкий пошел тем же путем, что и его предшественники: легализовал сделку через суд. На этот счет есть решение Изобильненского райсуда от 18 марта 2008 г. (копия доступна здесь).
Стоит ли уточнять, что Ставропольская ГРЭС ни сном ни духом не ведала, что на ее земле творится такое? Прошел срок обжалования судебных решений, они вступили в законную силу. С этими решениями в руках Врацкий вновь отправился судиться — ведь на месте его бетонных площадок и гаража развернулось "незаконное" строительство энергоблоков, которое надо остановить! Суд выдал Врацкому соответствующий исполнительный лист, с которым он явился в администрацию ГРЭС и стал грозить уголовной ответственностью. Тут энергетики узнали и про незаконно полученные техпаспорта, и про сделки с "ничейным" самостроем, и про удивительное решение покойного мирового судьи.
Через суд ГРЭС смогла опротестовать рейдерские сделки, но потом оказалась в еще худшем положении
Для ОГК-2 настал час реванша. Юристы энергокомпании последовательно выиграли несколько дел и отменили все судебные решения, с помощью которых были узаконены сомнительные сделки между троицей Оглуздин — Аксючиц — Врацкий. Решения Изобильненского районного суда в пользу энергокомпании вы можете посмотреть здесь и здесь. Стройплощадку очистили от пресловутых самостроев, всю территорию заново размежевали и переоформили право собственности на землю. Администрация поселка Солнечнодольск оформила участки в муниципальную собственность, а ГРЭС продолжила владеть ими на правах постоянного бессрочного пользования.
Правда, на дворе уже был экономический кризис, и стройка энергоблоков остановилась по причинам, не связанным с рейдерством. ОГК-2 затеяла спор со своим подрядчиком, "Группой Е4", которая якобы сорвала сроки контракта (об этом мы рассказывали здесь). По общему мнению участников рынка, реальной причиной спора стало то, что у "Газпрома" не было свободных денег на возведение новых энергоблоков. Только в начале февраля текущего года стороны пошли на мировую и строительство возобновилось. Одновременно ОГК-2 продолжала судиться со своим бывшим гендиректором Михаилом Кузичевым. Напомним, Кузичев уволился вместе с 15-ю менеджерами компании, но успел выплатить себе и своим коллегам огромные выходные пособия (о так называемом "деле золотых парашютов" мы писали здесь).
Воспользовавшись передышкой, в новую атаку пошли рейдеры-самоселы. Они обратились в вышестоящий суд — и снова повернули дело в свою пользу.
Свои "права" рейдеры восстановили, упирая на процессуальные нарушения
Все предыдущие решения в пользу Ставропольской ГРЭС были приняты в Изобильненском райсуде Ставрополья. Рейдеры опротестовали их в вышестоящей инстанции — в Ставропольском краевом суде — и добились победы. Врацкому удалось "восстановить свои права" не только на пять захваченных построек, но и на землю под ними.
С двумя решениями Ставропольского крайсуда по этим делам вы можете ознакомиться здесь и здесь. Почему крайсуд занял сторону рейдеров, — отдельный разговор. Но основания для этого оказались довольно типичными для корпоративных конфликтов. Дескать, в нижестоящем суде были допущены процессуальные нарушения, а значит, его решения приняты незаконно.
Например, ОГК-2 добилась отмены решения мирового судьи Масленникова (напомним, этот документ доступен здесь), по сути подарившего рейдерам пять построек на территории ГРЭС. Сделано это было в кассационном порядке, но сначала юристы ОГК-2 восстановили пропущенный срок для обжалования "по вновь открывшимся обстоятельствам". Ставропольский краевой суд это не устроило. Логика следующая: с какой стати в суде приняли жалобы от ОГК-2? Ведь мировой судья Масленников принимал свое решение вообще без участия энергетиков (читай: их не известили сознательно). Значит, ОГК-2 "существующим законом не отнесена к лицам, имеющим право на подачу заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам", говорится в кассационном определении Ставропольского крайсуда от 11 августа 2009 г. (стр. 4 документа, который опубликован здесь).
По решению крайсуда все прежние постановления, узаконившие махинации с крадеными объектами, снова вступили в силу, а рейдеры вновь обратились в Изобильненский райсуд. Ведь где-то под строящимися энергоблоками, как Китеж-град на дне озера, стоит их законная недвижимость! Значит, согласно статье 552 ГК РФ они имеют права и на землю под ней. Тогда с какой стати участком завладела администрация поселка? Какое право она имела передавать землю электростанции? И постановлением Изобильненского райсуда от 16 декабря 2009 года (оно доступно здесь) была отменена госрегистрация спорных участков за поселком, а значит, и за Ставропольской ГРЭС.
У электростанции буквально выбили почву из под ног: оказалось, что она ведет стройку на чужой территории. Правда, новоявленный владелец земли под несуществующими постройками, Евгений Врацкий, предложил энергетикам ее купить. Но, конечно, не за 48,6 тыс. рублей, а уже за 200 миллионов.
Противостояние продолжится в Верховном суде
ОГК-2 опротестовала решения районного и краевого суда, теперь точку в споре должен поставить Верховный суд РФ. Показательно, что дело разбирается не в арбитражных судах, в которых попытки рейдерства планомерно пресекаются, а в судах общей юрисдикции. А все потому, что Евгений Врацкий — не организация, а физлицо. Скорее всего, физлицо его появилось в деле как раз затем, чтоб не связываться с арбитражем.
Однако самое удивительное — то, что ОГК-2, за которой стоит гигантский ресурс "Газпрома", все бьется и бьется с какими-то бывшими снабженцами и их водителями, но не может победить. Верховный суд никогда не установит главного — а не стоит ли за спиной Врацкого чья-то куда более могущественная тень. И еще: возможно, нас ждет немало интересных судебных решений из городка с пасторальным названием Изобильный. Там ведь не только Ставропольская ГРЭС, но и стартовая точка газопровода "Голубой поток"…