В декабре 2008 года Следственным комитетом при прокуратуре РФ было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий").
В качестве главного подозреваемого фигурирует председатель комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимир Макаров. Соответствующее постановление СКП РФ вынес в понедельник, 19 января. Однако впервые об инциденте стало известно в минувшую пятницу.
По версии следствия, действия чиновника нанесли бюджету города серьезный ущерб, его сумма превышает 130 миллионов рублей. Причина недостачи кроется в льготах, которые, как считают правоохранительные органы, Макаров необоснованно предоставил компании ОАО «Мосгорреклама».
Суть дела
Под подозрение следствия попал пятилетний контракт профильного комитета и фирмы "Мосгорреклама", заключенный летом 2004 года. Согласно договору на изготовление транспарантов-перетяжек для размещения на них социальной рекламы, исполнитель заказа получил 50-процентную льготу по оплате аренды данных перетяжек и разрешение использовать соответствующую площадь, в том числе, и под коммерческую рекламу. Правоохранительные органы возмутил еще и тот факт, что изготовленные по заказу правительства Москвы перетяжки были оставлены в собственности «Мосгоррекламы».
По словам первого заместителя гендиректора ОАО "Мосгорреклама" Данила Першина, доля социальной рекламы на самых востребованных транспарантах достигает 60 процентов в год, хотя закон "О рекламе" обязывает отводить под нее лишь 5 процентов. Он добавил, что по этой причине в 2004 году компания обратилась к бывшему вице-мэру Москвы Валерию Шанцеву с просьбой предоставить ей льготы по аренде, на тот момент исполнителю пошли навстречу.
Ситуация изменилась летом 2007 года при перезаключении многолетних контрактов, именно тогда "Мосгорреклама" лишилась льгот. Слова Першина подтверждает и Владимир Макаров: "Это соглашение было заключено еще в 2004 году. По нашей логике соглашение было заключено абсолютно на законных основаниях и в интересах города".
Почем «рыбка»?
Эксперты традиционно называют рынок рекламы одним из самых прибыльных. До начала финансового кризиса его прирост составлял в среднем 28 процентов в год. Даже с приходом сложной экономической ситуации во всех рыночных сферах, рекламная отрасль оказалась затронута менее остальных, у нее лишь слегка уменьшились объемы.
По данным комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) прирост рынка наружной рекламы за девять месяцев 2008 года составил 14,1 процента.
Когда речь идет о наружной рекламе, в первую очередь подразумеваются большие деньги, считает генеральный директор компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин: «Объем всего российского рынка наружной рекламы в прошлом году составлял 38 миллиардов рублей, из которых на долю Москвы приходится около 20 миллиардов рублей. С прошлого года все поступления от аренды рекламных площадей поступают в городской бюджет»".
Напомним, что ранее схема распределения рекламных средств была несколько иной. Доходы шли в целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации, и профильный комитет полностью распоряжался средствами.