ПРАВО.ru
Исследования
14 июля 2018, 10:49

Цена непрофессионализма: сколько стоят ошибки юристов

Цена непрофессионализма: сколько стоят ошибки юристов
Жалобы на непрофессионализм сотрудников юрфирм обходятся страховым компаниям всё дороже. Об этом свидетельствуют результаты недавнего исследования американской компании Ames&Gough, ежегодно проводящей мониторинг по выплатам страховок для юристов на случай претензий к качеству их работы со стороны клиентов.

Ошибки дорожают

В исследовании принимали участие девять страховых компаний, представляющих услуги страхования для юристов и юрфирм. В совокупности на них приходится страхование почти 80% списка компаний-лидеров американского юррынка, входящих в Am Law 200, а также работа с рядом небольших и средних компаний рынка.

Что касается числа страховых случаев, то оно фактически не изменилось за последние пару лет, демонстрируют результаты исследования – рост в пределах 6–20% засвидетельствовали только в двух страховых, а в трех отметили некоторый спад этого показателя. Тем не менее платить за нарушения со стороны юристов страховщикам приходится всё больше. Так, пять страховщиков сообщили, что занимались по меньшей мере 21 иском, где требовалось выплатить $500 000. Так, восьми из девяти страховщиков пришлось принять участие в выплатах, сумма которых превышает $20 млн. Пять компаний участвовали в делах, страховые выплаты по которым превысили $50 млн, говорится в результатах исследования. Одной из страховых пришлось выплатить по страховому случаю с юрфирмой $150 млн. "Из года в год число многомиллионных выплат увеличивается", – говорится в докладе.

Отмечается и рост цен на защиту по подобным спорам. Способствует этому сложность рассматриваемых ситуаций: споры, как правило, включают значительное число сторон и множество документов, увеличение цены на услуги юристов, стоимость e-discovery.

"Значительная стоимость исков, касающихся претензий к качеству работы юристов, подчеркивает, что юрфирмам надо уделять больше внимания страховым лимитам при покупке страховки, – говорит старший вице-президент и партнер Ames&Gough. – В конце концов, когда компания сталкивается с дорогой претензией, надо быть уверенным в том, что у нее есть адекватные финансовые гарантии".

При этом, несмотря на удорожание претензий, их общий объем в 2017 году не претерпел существенных изменений по сравнению с предыдущим периодом. 

Опасные практики

В 2017 году четыре отрасли практики – трасты и фонды, корпоративная практика и ценные бумаги, бизнес-транзакции и недвижимость – стали источником наибольшего числа проблем для фирм, свидетельствуют данные Ames&Gough. Что касается транзакций, корпоративной практики и разрешения вопросов, связанных с ценными бумагами, – здесь всё объясняется общим ростом популярности направления, считают исследователи. 

Чаще всего бизнес предъявляет претензии к юристам, когда сделка сорвалась. Что касается самой природы жалоб, то оказывается, что наиболее частая причина ошибки со стороны юристов – конфликт интересов. Из года в год именно эта проблема остается номером один в списке претензий клиентов – при том что другие претензии касаются неадекватного анализа и представления рисков, пропуска значимых деталей контракта или неспособности отстоять позицию клиента. 

"Это подчеркивает значимость проведения тщательных проверок возможного конфликта интересов – в том числе создания систем, которые могут помочь выявить ситуации, где он потенциально может возникнуть, создать инструкции, указывающие, как их избежать, и процедуры для расследования уже создавшихся проблемных ситуаций", – говорится в докладе. Проверку конфликта интересов авторы исследования рекомендуют делать неоднократно: как в начале работы над делом, так и по мере включения в процесс новых сторон (что, отмечают исследователи, часто забывают делать юристы) или выявления новых обстоятельств спора.

Отдельное внимание исследователи уделили вопросам кибербезопасности, которую они назвали едва ли не самым значительным риском для юрфирм. При всем масштабе рисков в этой области число претензий от клиентов по поводу киберрисков растет незначительно. Незначительное увеличение числа подобных претензий отметили четыре из девяти страховщиков. Это объясняется тем, что многие крупные юрфирмы создали отдельную политику по кибербезопасности и не стали полагаться на стандартные меры компании, говорится в исследовании: 

"Возможно, растущая тенденция среди юрфирм на покупку отдельной страховки для киберрисков связана с давлением со стороны клиентов, которые хотят инвестиций в защиту из-за большего внимания вопросам киберрисков."