Плавный переход
Одними из первых на юррынке комплексные защитные мероприятия в своих офисах организовало еще в начале марта. На первом этапе внутри бюро создали специальный штаб, специалисты которого контролировали состояние здоровья сотрудников, соблюдение строгих санитарных требований и правил личной гигиены, рассказывает партнер АБ «ЕПАМ» Денис Архипов, координатор специальной рабочей группы по коронавирусу в бюро.
Мы приняли в штат высококвалифицированных медицинских консультантов и обеспечили всех сотрудников необходимыми средствами защиты, добавляет он. После чего руководство решило перевести сотрудников юрфирмы на удаленную работу, чтобы предотвратить распространение вируса. Все прошло без сучка и задоринки, подчеркивает юрист: «Техническое обеспечение позволяет нам работать, вести переговоры, проводить вебинары для клиентов и осуществлять другие операционные действия в обычном режиме. Мы даже пьем кофе с коллегами в онлайн-формате и занимаемся йогой».
Многие юрфирмы перешли на дистанционный формат работы с середины марта 2020 года. Управляющий партнер Денис Литвинов рассказывает, что решил перевести офис в онлайн-режим 14 марта, когда стали поступать все более трагичные новости из Италии: «Захотел подстраховаться, не исключаю, что в России сценарий может повториться». Новосибирское стало постепенно уходить на удаленку 16 марта, рассказывает их управляющий партнер Мария Ильяшенко: «Надо было ограничить необходимость наших работников контактировать с большим количеством людей в транспорте, лифтах и столовой бизнес-центра». А сотрудники юрфирмы из Крыма приступили к работе из дома сразу после ограничения деятельности судов, то есть 19 марта.
![](https://storage.pravo.ru/image/82/41069.jpg?v=1566988393)
В первую очередь мы перевели на удаленку сотрудников, попадающих в группу повышенного риска, а также тех, кто живет с родственниками из этой категории. Во вторую очередь – сотрудников, пользующихся общественным транспортом. Также начали оплачивать им такси в случае необходимости приезда в офис. Затем всех остальных сотрудников, кроме руководителей и партнёров. Отменили все встречи офлайн.
Кто подготовился заранее
Легче всего такой переход дался тем, кто уже давно наладил в своей фирме более технологичный формат работы. Так, в возможность удаленки для большинства сотрудников появилась еще 12 лет назад. Поэтому наша деятельность не остановилась ни на минуту из-за введенных властями ограничений, говорит управляющий партнер этой юрфирмы Мария Чуманова. У тоже все прошло безболезненно. Более семи лет мы используем систему постановки, учета и получения поручений от доверителей в удаленном формате через специальную онлайн-оболочку, а также IP-телефонию, объясняет управляющий партнер юрфирмы Владислав Варшавский: «При обоюдных договоренностях с клиентами любое их письмо становится задачей для выполнения сотрудниками компании. Особенную эффективность такой метод показал в работе с заказчиками из других городов, стран». Просто некоторым сотрудникам дополнительно установили на смартфоны IP-телефонию, рассказывает юрист.
Больших проблем не испытали и в , где заранее оборудовали и облачное хранилище, и систему с общим доступом всех сотрудников к правовым системам и документам. Первое время в офис ездили партнеры, чтобы закрывать определенные оперативные моменты, говорит управляющий партнер юрфирмы Алексей Насонов. Речь идет про важные встречи, почту и общее управление при переходе на удаленный режим. Но сейчас даже такая необходимость фактически отпала, утверждает эксперт. Главное – соблюдать ряд правил, советует управляющий партнер Станислав Солнцев:
- быть на связи с офисом и клиентами;
- не постить фотографии в соцсетях в формате «посмотрите, я отдыхаю»;
- быть готовым оперативно приехать на встречу в любую минуту.
Но в некоторых компаниях дистанционную работу принципиально не приемлют. "Мы против удаленки и до последнего работали в обычном режиме", говорит Алексей Карпенко, старший партнер : "Приходили в офис, проводили совещания и внутренние обучения, встречались с клиентами и обсуждали наиболее сложные вопросы всей командой".
Несмотря на новый формат работы, режим большинства юристов особенно не изменился. Для консультантов понятия «рабочее время» и «выходной день» очень условны, объясняет партнер Сергей Клименко: «Есть срочная и важная работа, которая должна быть сделана».
![](https://storage.pravo.ru/image/49/24968.jpg?v=1542892824)
Мой режим работы не изменился. Веду прием в офисе, встречаюсь c доверителями на их территории. Изменился круг вопросов. Людей уже не столько интересует «чистота инвестиций и сделок». Моих клиентов стали интересовать такие вопросы: что делать с кредитами, как оптимизировать расходы, как уменьшить арендную плату. Значительно больше стало телефонных звонков. Клиенты звонят и спрашивают, как жить дальше и что будет дальше. Поэтому занимаюсь еще и психологической терапией.
Более того, в периоды пиковой загрузки с документами команда и раньше трудилась полностью из дома, отмечает Клименко: «Поэтому теперь скорее есть ощущение, что все вокруг присоединились к знакомому нам режиму». Просто вместо привычных рабочих встреч появились многочисленные звонки, а все очные мероприятия перенеслись в онлайн-пространство, констатирует старший юрист Deloitte Legal CIS Дарья Загребина.
![](https://storage.pravo.ru/image/46/23497.jpg?v=1539949595)
Базовые практики нашей фирмы связаны с судами. Это 80% всей деятельности. Поэтому ощутимо сократилась нагрузка на весь штат, который в большинстве своем перевели на сокращенный день. И работа сотрудников тоже целевая. Если есть незаконченные дела, то выполняют, если нет – свободны. В основном трудится партнерский корпус. Много важных управленческих вопросов, в том числе с расчетом на будущее.
У каких-то юрфирм действительно добавились дополнительные проекты Pro bono. Так, ЮФ Шаймарданов, Ялилов и Сабитов совместно с Ассоциацией юристов каждый день безвозмездно и удаленно консультируют российских граждан, пострадавших от пандемии. А некоторые компании поменяли формат своих привычных мероприятий. Вместо организации бизнес-завтраков мы перешли на проведение вебинаров, говорит Чуманова.
Домашние сложности
Вариантов, где трудиться в условиях всеобщего карантина, тоже оказалось немного: либо квартира, либо загородный дом. Ялилов подчеркивает, что юрист с компьютером работать может везде: «У себя дома за кухонным или рабочим столом, на террасе, в парке или в машине. Главное – сохранить дисциплину и самоконтроль». Ноутбук, планшет, телефон и наушники под рукой – этого достаточно, соглашается с коллегой Клименко.
![](https://storage.pravo.ru/image/103/51633.png?v=1585578216)
Юристы-консультанты – люди, которые привыкли к быстрому ритму работы, срочным дедлайнам и частым поездкам. Так что нас сложно удивить работой в удаленном формате, который и без этой ситуации в нашей жизни в любом случае присутствовал. Единственное, чего лично мне не хватает, так это моих платьев и туфель, но здесь мне тоже удалось приспособиться: меняю пижамы и тестирую новые домашние прически.
С определенными сложностями столкнулись семейные люди и те, кто держит домашних животных. Насонов и Клименко признаются, что их котов порой тянет к ноутбуку. А маленькому сыну Литвинова оказалось непривычно, что присутствие папы дома еще не означает, что тот может поиграть с ним в любой момент. Приходилось договариваться с ребенком, говорит юрист: «К счастью, вроде прогресс появляется». Непросто работать в ситуации, когда все близкие хотят твоего внимания, соглашается с коллегой партнер Алексей Костоваров. Чтобы карантин проходил веселее, юристы запустили флешмоб деловых домашних нарядов.
Основные трудности у юристов возникли из-за того, что исчезли личные контакты с коллегами и клиентами. Спасает то, что современные технологии позволяют общаться удаленно практически без проблем, констатирует Галина Богачева, управляющий директор по финансам и операционной деятельности Allen & Overy в России. Поэтому она рекомендует сейчас каждому руководителю ежедневно общаться со своей командой на удаленке. С доверителями сложнее. Бизнес привык многие вопросы обсуждать при личной встрече, подчеркивает Насонов: «Некоторые моменты при дистанционном общении клиент может сознательно или неосознанно не сообщить или исказить». Более того, не у всех клиентов оценка серьезности ситуации совпадает с нашей, замечает Ильяшенко. Юристам важно слышать клиентов, говорить с ними и поддерживать их, подчеркивает Карпенко.
Проблемы семейных и уголовных практик
Из-за сложившейся ситуации особенно пострадали практики, где необходимы максимально доверительные отношения и личный контакт. Например, семейное право, которое сейчас становится только актуальнее. Происходящее очень катализирует супружеские споры, признает партнер Pen & Paper Екатерина Тягай: «Многим людям приходится быть в совместной изоляции, к которой они не готовы. Это усугубляется экономическими проблемами». Сильно повышается не только вероятность разводов, но и риск насилия в семье, которое сейчас очень трудно предотвратить, отследить и остановить, говорит юрист: «Не хватает работающих социальных и правовых институтов, которые помогли бы многим пережить этот кризис». Поэтому сейчас адвокатам приходится виртуально держать за руку своих доверителей, добавляет она.
![](https://storage.pravo.ru/image/63/31995.jpg?v=1565782567)
Сложнее всего адаптироваться к тем мерам, которые принимаются сейчас для того, чтобы затормозить пандемию, и к их экономическим последствиям. Многие шаги совершаются будто исподтишка, важная информация не доводится своевременно и открыто. На многие проекты неизбежно влияют сегодняшние особенности работы судов и госорганов. Мы все сейчас обязаны соблюдать не только самые высокие стандарты профессиональной этики и сохранять здравый смысл, но и понимать свою социальную ответственность и максимально защищать интересы тех, кому нужна помощь.
С теми же проблемами столкнулись и уголовные адвокаты. У них режим работы в марте тоже менялся постепенно. Сначала отказались от рукопожатий при встречах, стали чаще проветривать офис и мыть руки, рассказывает партнер АБ Торн Сергей Токарев. Но после общения с иностранными клиентами и друзьями пришло понимание, что ситуация сложнее, чем казалось изначально, говорит он: «Договорились, что в офисе появляемся только в случае крайней необходимости».
Все без «принудиловки», подчеркивает адвокат: «В нашей стране и так слишком много запретов и приказов. Каждый сам в состоянии оценить риски и принять решение, где ему удобнее работать». Рабочее пространство уголовных адвокатов мало чем отличается от их «гражданских» коллег. Достаточно рабочего стола, компьютера и принтера. Идеально, если в квартире есть отдельный кабинет.
Рабочий стол партнера АБ «Романов и Партнеры»
Мы способны трудиться в самых разных условиях, соглашается с коллегой партнер Тимур Хутов: «Зачастую все, что необходимо, у нас всегда с собой. В этом плане работать стало даже комфортнее: нет необходимости тратить время на дорогу до офиса». Производительность упала, но по объективным причинам, констатирует адвокат: «Закрыты суды, заседания отложены на более поздние сроки. Следственные действия стали проводить реже».
Следователи по-разному реагировали на сложившуюся ситуацию. Наши оппоненты по уголовным процессам оказались очень разумными, делится партнер Матвей Протасов: «Они не только перестали проводить следственные действия, но и разрешили приостановить ознакомления с делами из-за эпидемии». Но без дела уголовным адвокатам сидеть не приходится. У нас сейчас на ознакомлении несколько объемных дел, рассказывает старший партнер АБ «Романов и Партнеры» Марина Барабанова: «Читаем, обсуждаем, делаем заметки. Параллельно готовим с партнерами несколько крупных жалоб».
![](https://storage.pravo.ru/image/55/27992.jpg?v=1549022136)
Сейчас не хватает регулярного общения с коллегами, совместных походов на обед в ресторанчик неподалеку, шуток и подколов за перекурами с кофе. Партнёрские совещания переведены в онлайн. Не очень пока привычно.
Больше всего трудностей у адвокатов оказалось из-за того, что пришлось перенести большинство личных встреч с доверителями. Чувствительные вопросы крайне нежелательно обсуждать в электронном формате, объясняет управляющий партнер АБ «Романов и Партнеры» Сергей Романов: «Осложняется ситуация тем, что многие клиенты и коллеги склонны недооценивать опасность, потому пользуются наименее защищенными почтовыми сервисами, мессенджерами и простыми паролями типа «12345». Для сокращения этих рисков я сам помогаю клиентам настроить различные сервисы, необходимые для относительно безопасного обмена информацией, говорит адвокат.
![](https://storage.pravo.ru/image/103/51621.jpg?v=1585573075)
Думаю, сотрудникам бюро не хватает чувства «коллективного разума», когда любой вопрос или идею можно было немедленно пропустить через фильтр коллег и получить ценные советы и мнения. В то же время работа на дому способствует большему сосредоточению, которого иногда не хватает партнёрам, увлеченным шумными дискуссиями.
Влияние удаленки на эффективность работы
Длительная работа в удаленном режиме требует перестройки, признает Клименко: «Исчезают привычные ритуалы, позволяющие переключать офисный режим на домашний». И нужно находить им замену, советует юрист, иначе производительность на второй или третий день нахождения дома начнет неизбежно падать. Такой момент необходимо отследить и собраться, говорит он: «Кому-то поможет переодевание в офисную одежду, кому-то достаточно надеть на руку офисные часы или другой подобный аксессуар».
Пока же мнения юристов об эффективности дистанционной работы расходятся. Литвинов утверждает, что производительность труда возросла: «Мы перестали тратить время на дорогу до офиса и деловых встреч». С ним соглашается и Загребина.
![](https://storage.pravo.ru/image/52/26456.jpg?v=1545292323)
Основной ресурс, который мы дополнительно получаем при дистанционной работе, – это время. Тут можно называть много составляющих: экономия времени на дорогу, экономия времени на нерабочие обсуждения, экономия времени на рабочие обсуждения. Даже в рабочих обсуждениях существует и вводная часть, и определенные лирические отступления. Дистанционное общение менее подвержено эмпатии, соответственно, занимает меньше времени.
А вот Карпенко уверяет, что такой рост на удаленке невозможен. "Нам всем нужно время, чтобы перестроиться, привыкнуть к новым условиям, наладить собственный режим и коммуникацию с клиентами", подчеркивает он. В офисе мы многие вопросы решаем гораздо быстрее, так как не требуется назначения специальных звонков, объясняет Чуманова. Тем более дома, кроме привычного уюта, есть и отвлекающие факторы, констатирует Солнцев: «Дети, родственники, домашние заботы и непонимание родственников, что «тут теперь рабочее место».