Прогулы для повышения квалификации
Привлечь Елену Хахалеву, судью Краснодарского краевого суда, члена Совета судей РФ, к дисциплинарной ответственности просил Президиум Совета судей. Ей вменили выезды в командировки, на которые не было официальных разрешений. Это квалифицировали как прогулы. Проверка проводилась по инициативе председателя краевого суда Алексея Шипилова.
Первое заседание по этому вопросу состоялось в середине июня. Тогда адвокат судьи добилась от ВККС отложения заседания. Причиной стали проблемы судьи со здоровьем, а также необходимость ознакомиться с материалами дела (см. «Заседание ВККС: судья Хахалева добилась отложения своего дела»).
На втором заседании, которое состоялось 13 июля, выяснились подробности дела. Проверка показала, что Хахалева отсутствовала на рабочем месте в общей сложности 128 рабочих дней. Она летала в Москву, Сочи и Абхазию. Каждый случай отсутствия Хахалевой на рабочем месте был «устно согласован» с председателем суда или его заместителем, говорила на заседании адвокат судьи. А все поездки в Москву были необходимы якобы для обсуждения судебной практики в вышестоящей инстанции, а также для посещения мероприятий в Совете судей.
Но, как заявил представитель Совета судей, эти поездки не улучшили работу Хахалевой. А выезд в Абхазию еще и стал существенным нарушением законодательства и нормативных актов о защите государственной тайны.
В итоге ВККС согласилась с доводами Совета судей и лишила Хахалеву полномочий. У нее также отняли первый квалификационный класс судьи (подробный репортаж с заседания читайте в материале «ВККС лишила судью Хахалеву мантии»).
Приостановить нельзя рассмотреть
Дисциплинарное дело рассматривала тройка судей ВС под председательством Сергея Рудакова. Сама Хахалева на заседание Верховного суда не пришла. Ее интересы представляла адвокат Людмила Александрова.
– Хахалева извещена о рассмотрении дела? По какой причине она не явилась? – поинтересовался Рудаков.
– Она в настоящее время находится в стационаре. Она не возражает против рассмотрения дела в ее отсутствие, – ответила представитель.
Сразу после этого Александрова попросила судей приостановить производство по делу. Она рассказала, что сейчас в производстве СКР находится материал по заявлению председателя ВККС Николая Тимошина. Он попросил привлечь Хахалеву к уголовной ответственности по фактам получения судейского оклада в дни прогулов. 12 октября Хахалеву вызвали в Ростов-на-Дону ответить на вопросы, уточнила адвокат.
Александрова считает, что ВККС в лице своего руководителя согласилась с доводами, которые она привела в одном из своих ходатайств об отложении дела. На заседании Высшей квалифколлегии она заявляла, что вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности нельзя решить, пока не проведена доследственная проверка. Сперва нужно было разобраться с признаками уголовного преступления в действиях Хахалевой, а уже потом решать вопрос о дисциплинарном наказании.
«Прошу приостановить производство по жалобе Хахалевой до вынесения государственным органом итогового процессуального решения», – попросила Александрова. При этом она признала, что Кодекс административного судопроизводства не содержит прямой нормы, обязывающей дисциплинарную коллегию приостановить производство. «Мы считаем, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела и отсутствия признаков состава преступления будет одна ситуация. В случае возбуждения уголовного дела – другая ситуация. Это напрямую повлияет на доказывание обстоятельств по нашей жалобе», – объяснила она свое ходатайство.
Судьи совещались около часа, но потом все же отказали Александровой в заявленном ходатайстве. «Процессуальная проверка фактов, изложенных в заявлении о преступлении, не связана с проверкой фактов, послуживших основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности», – определили судьи. Они также отказались отложить заседание на другой день.
Судью низвели до наемного работника
Как напомнила адвокат Александрова, поводом для дисциплинарного производства стала записка председателя краевого суда Шипилова, к которой были приложены данные о перелетах судьи Хахалевой, полученные с помощью оперативно-разыскного мероприятия (с помощью системы «Розыск-Магистраль»).
«Речь шла не просто о гражданине РФ, а о судье, члене Совета судей, она находится под государственной защитой», – обратила внимание адвокат. Она отметила, что у помощников Шипилова не могло быть информации об авиаперелетах судьи, они получили их в обход закона. Записку председателя суда, с которой началось «дело Хахалевой», юрист назвала «юридически ничтожной» и содержащей признаки злоупотребления полномочиями со стороны помощников председателя суда.
После этого она подробнее остановилась на фактах из дела. Судьи не всегда формально оформляют служебные поездки. По словам Александровой, такую практику признавал даже Верховный суд, который возвращал полномочия судьям за такие нарушения. Кроме того, адвокат считает, что рабочее место судьи не определено, поэтому оценивать действия Хахалевой как прогулы нельзя.
«Решение ВККС фактически усекает полномочия судьи как независимого представителя государственной власти и низводит судью до положения наемного работника. Но судья – это носитель государственной власти», – заявила адвокат.
В те дни, когда судьи не было, она и не должна была участвовать в судебных заседаниях, подчеркнула адвокат. То есть отсутствие судьи в здании Краснодарского краевого суда никак не повлияло на ее работу. «Никаких обстоятельств, подтверждающих неуважительность причин ее отъезда в эти дни, в материалах дела нет», – уверена представитель.
Также Александрова раскритиковала процедурные нарушения, которые, по ее мнению, допустила ВККС. Квалифколлегия рассмотрела дисциплинарное дело в отсутствие Хахалевой, которая тогда, как и сейчас, болела и находилась в стационаре. «ВККС признала справку из стационара неуважительной причиной отсутствия Хахалевой на заседании», – отметила адвокат.
– Чем отличается та ситуация, которая была в ВККС, от той, что имеется сегодня? Сегодня вы не заявляете о нарушении прав Хахалевой в этом плане, – поинтересовался Рудаков.
– Ситуации отличаются серьезно. Дело в том, что ВККС – это орган судейского сообщества, в котором рассматривалась именно ситуация, коллегия должна была заслушать своего коллегу. Но такую возможность моей доверительнице не дали, – ответила представитель.
Также юрист пожаловалась, что Высшая квалифколлегия не опросила в своем заседании трех бывших руководителей суда, при которых случились прогулы. Ведь никто из них не заявлял о нарушении судьей трудовой дисциплины.
Узаконенные практикой прогулы
Представитель ВККС Светлана Филипчик поинтересовалась, какую именно норму закона нарушила ВККС при принятии решения. «Этот вопрос не совсем корректен со стороны коллегии. Я не на экзамене», – ответила адвокат. «Если говорите о нарушении закона, сошлитесь на закон», – попросил Рудаков. Адвокат вспомнила профильное положение, которое утверждает порядок работы квалифколлегии.
– Скажите, пожалуйста, а что это за решение ВС, которое узаконило отсутствие судьи на рабочем месте без оформления выезда? – спросила представитель ВККС у адвоката.
– Я так не говорила. Я не сказала, что узаконили, я сказала, что есть такая практика. Ссылка на конкретное решение есть в жалобе, – ответила Александрова.
– А действие этого решения распространяется на судью Хахалеву?
– Для меня странно слышать такой вопрос от юриста. В данном случае есть прямая аналогия.
По мнению Филипчик, отсутствие судьи считается прогулом, если не оформлено письменно. «Никому, тем более судье, непозволительно использовать свое рабочее время для решения личных проблем», – уверена представитель.
– Что такое рабочее место судьи Хахалевой? – спросила Александрова.
– У любого гражданина есть рабочее место, определенное руководством. Несмотря на то что судья является независимым и самостоятельным, всю ответственность за его работу несет председатель суда, который и определяет рабочее место судьи, – ответила юрист ВККС.
Рудаков поинтересовался, действительно ли Хахалевой не было на работе в те дни, которые ей вменяют как прогулы. «А что является рабочим местом судьи Российской Федерации? Она выполняла свои служебные обязанности. Если она использовала время в своих личных интересах, тогда почему ее поездки были краткосрочными? Любому человеку летать туда-сюда физически не очень просто. И где доказательства, что она летала в личных нуждах», – ответила адвокат.
Кроме прочих доводов представитель ВККС увидела в действиях Хахалевой «неуважение» к квалифколлегии. Ведь она, будучи членом Совета судей, не явилась ни на одно из состоявшихся по ее делу заседаний. Она даже не приходила знакомиться с материалами дела. В квалифколлегии считают, что пропуск заседаний – это тактика судьи, ведь госпитализировали её в частную клинику и как раз накануне заседаний. Александрова подтвердила, что Хахалева в заседаниях ни разу не участвовала, и объяснила это реакцией экс-судьи на незаконную попытку привлечь ее к ответственности. «Когда судья оказывается в такой ситуации, это вполне реальный стресс», – сказала адвокат.
Выступая в прениях, адвокат Александрова заявила: поездки судьи в Москву и Сочи были необходимы для «защиты статуса судьи» и для того, чтобы изменить тот информационный фон, который сложился вокруг фамилии «Хахалева». «Ее фамилия носит негативный оттенок в силу массированной информационной кампании, которая была развязана в различных СМИ и даже на центральных каналах телевидения», – заявила юрист. Она назвала происходящее «информационными наездами» и сказала, что ни один «наезд» до сих пор не получил подтверждения в судебных решениях.
Доводы адвоката не подействовали на тройку судей дисциплинарной коллегии. Недолго посовещавшись с коллегами, Сергей Рудаков огласил решение: оставить жалобу Хахалевой без удовлетворения. Экс-судья сможет подать апелляцию на решение дисциплинарной коллегии.