Все опрошенные члены экспертного совета положительно относятся к идее Право.ru учредить премию Best IP Practices. Инициатива ее провести — закономерное признание значимости сферы интеллектуальной собственности в России, подчеркивает Виктор Наумов, управляющий партнер санкт-петербургского офиса и руководитель практики ИС, IT и телекоммуникаций Более того, вручение подобных наград активизирует диалог общества о важности обсуждаемой сферы и даже популяризирует ее, уверена управляющий партнер Юлия Гуриева.

По направлению ИС давно обучаются студенты, защищаются диссертации, существуют практики у большинства консультантов, все больше возникает специальных подразделений в индустриях. Они становятся крупнее, и их знания становятся глубже, разрабатываются уникальные методики управления нематериальными активами. Постепенно стало возможным сравнивать деятельность инхаусов, и премия для этого – один из удачных механизмов.
Тем более что за прошедшие два года инхаус-команды юристов здорово усилились и многие проекты делают своими силами, делится наблюдениями партнер юрфирмы Константин Суворов. Только в отличие от консультантов, которые по понятным причинам активно рекламируют свои успешные проекты, инхаусы ведут себя скромнее. Поэтому Best IP Practices позволит приоткрыть эту «корпоративную вуаль» и по достоинству оценить сложность реализованных проектов и широкие экспертные знания инхаус-коллег. Суворов выражает надежду: «Я думаю, многим консультантам будет чему поучиться».
При этом Валентина Орлова, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков , призывает пока не говорить, что новая премия глобально даст отечественному юррынку. «Посмотрим, кто будет участвовать и с какими именно проектами», — замечает она.
Как будут оценивать проекты
По словам Орловой, при оценке проектов эксперт должен, во-первых, выбрать наиболее интересные, исходя из нескольких критериев:
- нестандартная или редкая ситуация;
- сложная ситуация;
- ситуация с комплексом проблем.
Во-вторых, определить наиболее эффективные проекты исходя из их важности для компании с учетом стоимости и возможности развития новых направлений. Одним словом, заявленным проектом должна быть решена масштабная нетривиальная задача, поясняет партнер Максим Лабзин. «Примерно такие же критерии мы используем, когда отбираем свои проекты для участия в рейтинге «Право-300», — говорит Суворов. — Интересно будет сравнить».
Если говорить об оценке в рамках личных номинаций, то здесь будет важно четко понять роль номинанта в деятельности компании по IP-направлению, считает Орлова. По ее мнению, будет нелишним детализировать такую роль и в то же время отразить механику взаимодействия номинанта с другими членами юркоманды.
Тренды IP-отрасли и польза от обмена опытом
Сейчас стало ощутимо больше нарушений прав и недобросовестной конкуренции. Поэтому на первый план выходят эффективные стратегии защиты товарных знаков, авторских прав и патентов, говорит Суворов. Причем это не только судебная защита, но и разработка стратегий для эшелонированной защиты наиболее коммерчески успешных продуктов плюс эффективный мониторинг и внесудебное пресечение нарушений в интернете.
Не менее актуальна тема управления активами в условиях новых санкций, замечает Гуриева. В промышленной и технологической сфере большое значение имеет импортозамещение – от обратного инжиниринга и выпуска аналогов сложной промышленной продукции до разработки отечественного программного обеспечения, замещающего ушедшие аналоги, рассказывает Суворов.
Консультанты в IP-сфере имеют более глубокие знания, но не так сильно погружены в специфику деятельности работодателей инхаусов, а еще не всегда и не всем могут предложить оптимальные финансовые условия по крупным юридическим проектам, отмечает Лабзин. В свою очередь, компании иногда недооценивают значимость глубины знаний консультантов. Общение и обмен опытом позволяют сгладить эти противоречия и повысить эффективность сотрудничества, уверен юрист. По его мнению, новая премия позволит увидеть, с какими задачами в IP-отрасли компании справляются собственными силами, и понять, что юрфирмы могут предложить таким клиентам.

Мы все коллеги, а обмен знаниями и опытом обогащает всех нас. Таким образом развивается экспертность, повышается качество работы и у инхаусов, и у консультантов.
Для инхаус-юристов подобный обмен опытом не менее полезен, так как дает им более развернутое представление как о персоналиях консультантов, так и об их возможностях делать те или иные проекты, рассуждает Гуриева.