ПРАВО.ru
Репортаж
17 октября 2013, 18:40

"Если он не нужен полицейским, то и мне не нужен"

"Если он не нужен полицейским, то и мне не нужен"
Кадр телеканала НТВ

Патрульные, которых судят в соответствии с гипотезой Владимира Путина, никоим образом не проявляли халатности и не ослушивались приказа — доказательства этому адвокаты увидели на полной записи инцидента на Матвеевском рынке, где торговец проломил голову оперативнику и спокойно ушел. Команды к задержанию нападавшего на записи не слышно, а потасовку они видеть не могли. 

В Никулинском суде рассматривается дело в отношении сотрудников ОМВД "Очаково-Матвеевское" старшего лейтенанта Владимира Черезова и старшего сержанта Юрия Лунькова. Они обвиняются в том, что 27 июля 2013 не заступились за сотрудника уголовного розыска Антона Кудряшова, который в составе оперативной группы приехал на Матвеевский рынок, чтобы задержать 25-летнего Магомеда Магомедова, подозреваемого в изнасиловании школьницы. Сестра задержанного Халимат Расулова несколько раз ударила Кудряшова рукой по голове без видимых последствий, а удар ее супруга Магомеда Расулова свалил оперативника с ног и оставил вмятину у него на голове. Кудряшов получил тяжелую черепно-мозговую травму. Тем не менее, Расуловы не были задержаны и спокойно покинули место инцидента, их удалось поймать только через сутки. Супругов следствие обвиняет в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК — до пожизненного лишения свобод). А экс-полицейским грозит до пяти лет лишения свободы по ч.2 ст. 293 УК (Халатность). Подсудимые вину не признают.

В своих показаниях руководитель избитого оперативника Александр Березовой утверждал, что приказал задерживать нарушителей, однако патрульные Луньков и Черезов его ослушались. Вместо них это сделал контролер Матвеевского рынка Рустам Дзуганов, которого суд под председательством Валентины Комаровой допросил 16 октября. Но не по приказу. Внимание свидетеля привлек шум и возня на территории, прилегающей к рынку.

- Парень стоял в наручниках возле "Газели" и его держали трое мужчин. А родственники пытались его отбить и говорили, что он больной на голову, — вспоминал Дзуганов. — Потом подъехал Магомед Расулов. Он вышел из машины и стал выяснять у троих мужчин, почему они задерживают его шурина. Оперативники объяснили причину и показали удостоверения.

По его словам, через 10 минут подъехали Луньков и Черезов. Они помогли усадить задержанного в полицейскую машину. В этот момент к Кудряшову подбежала Халимат Расулова и стала его избивать руками и ногами.

- Он защищался, но потом подбежал Расулов и ударил его по голове. Когда оперативник упал к нему подбежал его коллега, а я схватил сзади Расулова и оттащил его. Я где-то минуту держал Магомеда, а затем отпустил, посчитал, что если он не нужен полицейским, то и мне не нужен, — объяснил свидетель.

Прямо из аэропорта начальник оперативников Березовой привез на заседание потерпевшего Антона Кудряшова — он вернулся из санатория. Потерпевший рассказал, что на Матвеевский рынок он вместе с сослуживцами прибыл на личном автомобиле марки LEXUS. Во время задержания их окружила толпа сочувствующих Магомедову, и в его адрес и в адрес коллег посыпались угрозы и оскорбления, его хватали за одежду, но он не видел повода для задержаний, поскольку у них была "только одна задача — увезти задержанного [Магомедова]".

- У меня не было оснований задерживать [других] или применять спецсредства, — говорил Кудряшов. По его словам, после прибытия Черезова и Лунькова оперативники начали сажать Магомедова в их машину, но Расулов встал в дверном проеме.

- Я потребовал, чтобы он отошел, но Расулов не внял моему предупреждению. Тогда старший сержант Луньков приблизился к нему и попытался оттеснить его от машины, но у него не получилось, а мне удалось.

После этого Халимат Расулова стала наносить удары Кудряшову, и, укрываясь от них, он позволил оттеснить себя от полицейской машины.

- Расулов схватил меня в обхват в замок попытался провести прием. Затем я получил резкий удар в голову. Подбежал Герасимов и повис на нем, я упал на лопатки и в этот момент отключился.

Команды Березового к задержанию нарушителей Кудряшов не слышал.

Его рассказ подтвердился видеозаписью, которая была продемонстрирована суду. Ее сделал случайный очевидец и передал журналистам. Смонтированный пятиминутный ролик появился на сайте "Ленты.ру". Именно он широко разошелся по интернету перед тем, как президент Владимир Путин по-своему объяснил действия патрульных, намекая на их коррумпированность. Но в суде смотрели не нарезку, а исходную запись длиной 17 минут.

В ходе просмотра выяснилось, что между патрульными и Кудряшовым с Расуловым в момент удара находилась "Газель", которая и загородила обзор подсудимым. Луньков в это время охранял служебную машину с подозреваемым, а Черезов стоял неподалеку от него. И уже после нападения на Кудряшова в кадре появился Черезов с вопросом: "Что случилось?". Адвокаты экс-полицейских Павел Кончаков и Елена Егорова обратили внимание суда на детали видео, которые, по их мнению, говорят в защиту их доверителей. Недоумение Черезова, как и "Газель" между патрульными и потерпевшим, доказывает, что он не видел нападения на Кудряшова, а стало быть, не мог и проявить халатность — он не знал обстоятельств, на которые должен был бы отреагировать задержанием Расуловых. Луньков, как видно на записи, охраняет машину с Березовым и задержанным и регулирует транспортный поток (последнее не отражено в протоколе осмотра, оглашенном обвинением), при этом не выказывает вообще никакой реакции на приказ "задержите всех, кто напал", который Березовой якобы отдал, что, по мнению, защиты, неестественно, а самого приказа на записи не слышно, в отличие от реплик всех остальных участников события.

Судья Комарова спросила у потерпевшего его мнение по поводу наказания для подсудимых, но Кудряшов оставил это на усмотрение суда.