ПРАВО.ru
Интерправо
25 марта 2011, 13:34

Британский суд назвал нечестными действия министра транспорта РФ в деле "Совкомфлота"

Британский суд назвал нечестными действия главы Минтранса РФ в деле "Совкомфлота"
Фото с сайта nnvrsk.ru

Судья Высокого суда Лондона Эндрю Смит (Andrew Smith) отклонил апелляцию российской судоходной компании "Совкомфлот", пытавшейся оспорить принятое ранее решение в пользу бывшего руководства этой компании. Он во второй раз признал законными большинство действий бывшего руководства компании и отказал в передаче дела в апелляционный суд.

У Дмитрия Скарги (бывший гендиректор "Совкомфлота" — прим. ред.) и Тагира Измайлова (экс-президент "Новошипа"), ушедших в отставку в 2004-2005 гг., был конфликт с тогдашним министром транспорта Сергеем Франком, указывается в материалах суда со ссылкой на показания ответчиков. Франк выступал за объединение "Совкомфлота" и "Новошипа", бывшие руководители пароходств были против. Именно Франк инициировал проверки сделок бывшего руководства, что и легло в основу иска. В отношении Юрия Привалова (бывший руководитель британской "дочки" "Совкомфлота" — компании Fiona Maritime Agencies), Юрия Никитина (предприниматель, партнер "Совкомфлота"), Скарги и Измайлова были возбуждены уголовные дела в России, но все к тому моменту жили в Великобритании. Российские следственные органы требовали их экстрадиции, но в Россию удалось вернуть только Привалова — в 2008 г. после ареста в Швейцарии, и "Совкомфлот" заключил с ним соглашение "о сотрудничестве" в судебном процессе.

Первое решение по этому громкому делу судья Эндрю Смит вынес в декабре 2010 года. Компания "Совкомфлот" тогда пыталась взыскать ущерб от сделок 2001-2004 гг. (договоры на аренду судов, опционы по купле-продаже судов на "некоммерческих условиях или по явно заниженным ценам"). "Совкомфлот" заявлял, что в период с 2001 по 2004 годы компания понесла огромные убытки, к моменту рассмотрения дела составившие почти $800 млн, в результате мошеннических действий бывшего руководства компании. Основными ответчиками по делу были Скарга, Привалов, Измайлов, а также Никитин и связанные с ним компании. Вину экс-руководителей пароходства по большинству обвинений доказать не удалось. Позднее британский суд принял решение о частичном удовлетворении исковых требований ОАО "Совкомфлот" и ОАО "Новошип" к экс-менеджерам компании, обязав Никитина выплатить в пользу истцов около $60 млн. Речь идет об эпизоде о "секретных комиссиях", которые тот получал от брокеров "Совкомфлота" (включая брокерскую фирму Clarkson). Новое решение подтверждает ответственность Никитина.

Во вчерашнем решении Смита также указано, что "Совкомфлот", как проигравшая сторона, должен погасить расходы Скарги и Измайлова на судебные разбирательства, которые составили примерно ₤15 млн. Также "Совкомфлот" должен будет покрыть свои собственные расходы, которые составили почти ₤37 млн.

В отношении Никитина суд принял решение о частичной компенсации судебных расходов "Совкомфлота" — в размере $30 млн. По встречному иску Никитина о возмещении ему судебных издержек и других потерь на сумму $180 млн. к "Совкомфлоту" решение еще не принято.

В новом решении судья более жестко, чем раньше, оценивает позицию инициаторов судебного разбирательства, называя действия Франка "нечестными". Суд не только не отклонил новые требования компании "Совкомфлот", но и пришел к выводу, что шестилетнее разбирательство изначально не имело под собой достаточных оснований, и утверждения истцов были ложными.

В разделе Документы можно изнакомиться с некоторыми судебными документами по делу "Совкомфлота" и с текстом нового решения Высокого суда Лондона от 24 марта 2011 года.