ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 июля 2010, 22:56

Дело о взятках Daimler расследовать не хотят? Ответ генпрокуратуры и СКП

Дело о взятках Daimler расследовать не хотят? Ответ генпрокуратуры и СКП
В Америке Daimler откупился от правосудия за $185 млн, зато в России делу о взятках не дают хода Фото с сайта www.trendymen.ru

"Право.Ru" наконец-то получило ответы  из двух ведомств Генпрокуратуры и СКП РФ (ссылки на документы в тексте ниже) — на свой запрос о расследовании коррупционных сделок Daimler с российскими чиновниками. О них стало известно еще в марте. Тогда Минюст США открыто объявил: концерн Daimler  платил чиновникам во многих странах мира, а взамен получал выгодные госзаказы. В числе этих государств оказалась и Россия. За откаты чиновники производили закупки "Мерседесов" и "Унимогов" у российского филиала Daimler -  ЗАО "Мерседес Бенц Рус". Разумеется, представительские авто и специальные грузовики покупались на государственные деньги. В рамках сделки с американским правосудием немецкому автоконцерну пришлось прямо объявить, каким именно чиновникам и сколько он заплатил (документ можно посмотреть здесь). Казалось бы, какая удача для правоохранительных органов: все факты известны, бери и проверяй!

О необходимости провести расследование по признакам коррупции неоднократно говорил президент РФ. Причем ему пришлось не раз напоминать об этом Прокуратуре и СКП, призывая их к активным действиям. Становилось понятно: в расследовании никто не заинтересован, его хотят замять. К сожалению, ответы из Прокуратуры и СКП и сейчас, спустя 4 месяца, не убеждают в обратном. В этих отписках нет никакой конкретики и фактов, не сказано, кого проверили, кто признался в получении взяток или кого вывели на чистую воду. В ответах лишь общие канцелярские фразы, а говоря простым языком, пустота, свидетельствующая о нежелании торопиться с расследованием. К этим ответам мы вернемся ниже, а сначала напомним некоторые подробности дела.

Попавшись на взятках, Daimler в США стал сотрудничать со следствием и рассказал, кому, когда и сколько платил

В марте 2010 г. Минюст США объявил, что концерн Daimler "подмазывал" чиновников в разных странах и получал за это выгодные госзаказы. За 10 лет с 1998 г. по 2008 г. немецкий автопроизводитель заплатил как минимум $56 млн взяток в двух десятках государств, среди которых Греция, Ирак, Таиланд, Китай, Россия и другие. Из них около 5,2 млн евро пришлось на подкуп российских государственных мужей.

Эти данные были опубликованы по результатам многолетнего совместного расследования американского Минюста и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Оно началось еще в 2004 г. после того, как один из бывших сотрудников Daimler AG рассказал американским компетентным органам о том, что концерн получает госзаказы в разных странах за взятки. Это противоречит американскому закону "О запрете подкупа должностных лиц за границей" (Foreign Corrupt Practices Act), нарушение которого чревато для компаний очень серьезными неприятностями. Речь не только о штрафах и испорченной репутации: менеджерам изобличенной компании грозят тюремные сроки, а самой организации — потеря лицензий и котрактов с госструктурами США.

Неудивительно, что Daimler пошел на сделку с правосудием. Концерн освободили от судебного преследования в обмен на штраф $185 млн. Кроме того, компания публично покаялась в своих грехах и опубликовала подробную информацию о том, как, когда и сколько она платила чиновникам в разных государствах. С саморазоблачением выступил и российский филиал Daimler, ЗАО "Мерседес Бенц Рус". Компания перечислила госучреждения РФ, сотрудники которых получали от нее "комиссионные", а потом закупали "Мерседесы" и "Унимоги" за государственный счет. Был опубликован подробный список этих транзакций (полную англоязычную версию документа мы публиковали здесь, газета "Ведомости" публиковала его краткое резюме). Среди взяточников оказались сотрудники МВД и Минобороны, Гаража особого назначения (входит в ФСО и занимается транспортным обеспечением первых лиц государства), муниципалитетов Уфы и Нового Уренгоя…

Какая удача для отечественных борцов с коррупцией! Бери уже готовые сведения и возбуждай уголовные дела хоть против взяточников на госслужбе, хоть против самого Daimler! Это в Америке концерн откупился от правосудия, а в России он так и не заплатил за свои темные делишки! То есть, заплатил, но не государству, а коррумпированным чиновникам. А они совсем не жаждут быть разоблаченными. Иначе чем объяснить то, с какой неохотой наши милиция и прокуратура "расследуют" дело Daimler?

У правоохранительных органов России нет серьезных намерений расследовать факты коррупции

"Дело Dailer" безнадежно забуксовало. И это несмотря на то, что за ним следит не только общество, но и сам президент Дмитрий Медведев (об этом мы писали здесь). Кстати, президент дал несколько поручений по расследованию скандала именно с подачи общественности.

5 апреля юрист, борец с коррупцией и известный блогер Алексей Навальный инициировал кампанию с подачей частных жалоб в интернет-приемные Генпрокуратуры, МВД и Президента РФ. Вопросами по делу Daimler, просьбами разобраться наполнился и блог президента. Уже 6 апреля Дмитрий Анатольевич отреагировал на них видео-постом под названием "Предлагаю не ждать пока я позвоню…"

Глава государства прямо потребовал от чиновников и правоохранителей самим реагировать на публикации на тему коррупции, в том числе в интернете, и начинать расследования, не дожидаясь прямых поручений от президента.

Но даже после этого у милиции и прокуратуры совсем не прибавилось энтузиазма. Президенту легко говорить: боритесь с коррупцией, выполняйте свои прямые обязанности. Не знает он, как непросто выводить на чистую воду взяточников из ФСО, МВД и Минобороны. На таком деле не заработаешь ни наград, ни чинов. А вот погубить карьеру можно запросто, стоит только перейти дорогу кому-нибудь особо коррумпированному и высокопоставленному…

Поэтому все "новости расследования" по делу Daimler — исключительно печальные. Сначала МВД перепоручило проверку УБЭПу по г. Москве (хорошо хоть не участковым…) Потом УБЭП косвенно признался, что не может исследовать открытые материалы расследования американского Минюста: оказывается, для этого у них нет переводчиков… Еще 7 июня истек процессуальный срок для возбуждения уголовного дела, но никто, включая наш портал, так и не смог добиться от Генпрокуратуры ответа: возбудили дело или нет.

Вообще все усилия правоохранителей по делу пока сводятся к одному: уйти от прямых ответов. Зачем беспокоить серьезных людей из солидных ведомств, пусть даже они и коррупционеры?  Легче дождаться, пока интерес к теме спадет в обществе сам собой, или попытаться переключить его на что-нибудь другое. Этими соображениями можно объяснить, например, заявление СКП от 17 июля. Ведомство сообщило, что возбудило-таки уголовное дело по фактам коррупции при закупках немецких автомобилей тылом МВД. Вот только речь идет почему-то не о "Мерседесах", а об автомобилях Volkswagen (информация об этом здесь). А по делу Daimler по-прежнему новостей нет, и это — хорошие новости. Конечно, не для нас с вами, а для самих взяточников.

Вернемся к ответам на наш запрос 

Ждать пришлось долго. Запрос в Генпрокуратуру мы направили еще 12 апреля. Мы спрашивали, действительно ли в прокуратуру поступили запросы граждан насчет "дела Daimler", дали этим обращениям ход или нет, возбуждены ли уголовные дела, проводятся ли проверки и другие следственные действия?

Лишь в конце мая нам поступил первый ответ (прочитать его можно здесь). Информации в нем немного: написано, что за один только апрель в Генпрокуратуру поступило более 30 обращений граждан по фактам взяточничества при госзакупках автомобилей производства Daimler (на самом деле, энтузиасты отправили в Генпрокуратуру как минимум сотни таких обращений). Все эти обращения, включая запрос "Право.Ru", переданы в Следственный комитет при прокуратуре РФ, который нам и ответит.

Отписка? Нет, что вы: этот документ — просто образец обстоятельности по сравнению со следующим письмом (доступно здесь), которое мы получили из СКП. Получили почти два месяца спустя после ответа из Генпрокуратуры, в конце июля. Половину этого документа занимает должность подписавшего ответ: руководитель отдела по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции Главного управления процессуального контроля Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации В.А. Макаров.

А по делу сказано только одно: что проверка по истории со взятками Daimler организована в Главном следственном управлении СКП. Очевидно, и пресса, и общественность должны сделать из подобных "ответов" единственный вывод: проверка идет. Но фраза "проверка организована" спустя четыре месяца после того, как все факты стали известны, воспринимается странно. Есть какие-то результаты? Подтвердились какие-то факты или не подтвердились? Какие министерства уже проверены, а какие нет? Именно об этом мы спрашивали в своем запросе. Но ответ, которого мы так долго ждали, ни на что на самом деле не отвечает. Наши чиновники умеют формально написать официальную бумагу, ничего в ней не сообщив.

Но если сообщить нечего, то это вряд ли хорошо характеризует следственные органы. Ведь, как уже сказано выше, Daimler давно указал, кому и сколько он платил. И разве сложно установить, кто именно в министерствах и ведомствах занимался закупками "Мерседесов"? Чтобы  эту информацию проверить или, говоря языком оперативников, отработать, требуется так много времени?!

Автор: Федор Богдановский, обозреватель "Право.Ru"