30 марта административная коллегия Верховного суда отказала в оспаривании Правил дорожного движения в части, которая позволяет отнести электросамокат к транспортным средствам (дело № АКПИ22-66). С таким иском обратился в ВС Давит Чепечян, передает РАПСИ. Он настаивал, что нельзя считать транспортным средством такое средство передвижения, для управления которым не нужно получать права. Верховный суд с этим не согласился. Опрошенные Право.ru эксперты считают такое решение закономерным.
Чепечян стал участником ДТП: при повороте его автомобиль столкнулся с самокатом. Водитель электросамоката не пережил аварию. В отношении Чепечяна возбудили уголовное дело. В его рамках была проведена автотехническая экспертиза, которая отнесла электросамокат к механическим транспортным средствам. Чепечян не смог добиться отмены этой квалификации.
Когда он обратился в Минтранс, МВД и Центр судебной экспертизы при Минюсте, то получил ответ, что электросамокаты развивают скорость до 35 км/ч, эффективность их систем торможения может разниться в зависимости от модели, а потому они могут быть источником опасности для пешеходов и самих пользователей. В профильных ведомствах также отметили, что сейчас идет разработка норм, которые призваны повысить безопасность велосипедистов и лиц, которые используют другие «средства индивидуальной мобильности».
Чепечин счел это несправедливым. Он указал в своем административном заявлении, что граждане на роликах или обычных самокатах приравнены к пешеходам. По мнению заявителя, это несправедливо. Но Верховный суд с этим не согласился. Мотивировочная часть решения ВС пока не изготовлена.
Вынужденная, но необходимая мера
Опрошенные Право.ru юристы единогласно назвали позицию ВС предсказуемой и закономерной. Понятийный аппарат закона «О безопасности дорожного движения» относит к транспортным средствам устройства для целей перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, напоминает Рашид Гитинов, руководитель практики разрешения споров с государственными органами Это определение не зависит от необходимости получения специального права на управление таким транспортным средством.
Исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен, указывает Алина Шлеева, юрист адвокатского бюро Электросамокаты в основном предназначены для передвижения по тротуарам, а они относятся к дороге; поэтому признак, необходимый для отнесения их к транспортным средствам, есть.
«Отнесение электросамоката к транспортным средствам является вынужденной и необходимой мерой», — добавляет Шлеева. В противном случае осложнилось бы применение ст. 1079 ГК РФ, которая дает право на возмещение вреда здоровью и жизни, нанесенного при наезде транспортного средства, независимо от того, был ли водитель виноват или нет.
Регулирование самокатов постоянно уточняется и гармонизируется, отмечает Лев Васильевых, советник судебно-арбитражной практики АБ
Для автомобилистов, как и для владельцев электросамокатов решение ВС в очередной раз является напоминанием необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Фактически данное решение ВС никак не меняет правила пользования электросамокатами, а вызванный кейсом резонанс можно считать излишним, полагает Шлеева. Решение ВС не должно как-то отразиться на других владельцах транспортных средств или владельцах самокатов, соглашается Васильевых.