ПДД
30 марта 2022, 16:48

ВС признал электросамокаты транспортными средствами

Опрошенные Право.ru юристы указывают, что ВС подтвердил устоявшуюся судебную практику. Иная трактовка усложнила бы как защиту прав их водителей, так и пешеходов, которые могут пострадать от столкновений с ними. При этом власти постоянно работают над уточнением правового статуса самокатов.

30 марта административная коллегия Верховного суда отказала в оспаривании Правил дорожного движения в части, которая позволяет отнести электросамокат к транспортным средствам (дело № АКПИ22-66). С таким иском обратился в ВС Давит Чепечян, передает РАПСИ. Он настаивал, что нельзя считать транспортным средством такое средство передвижения, для управления которым не нужно получать права. Верховный суд с этим не согласился. Опрошенные Право.ru эксперты считают такое решение закономерным.

Чепечян стал участником ДТП: при повороте его автомобиль столкнулся с самокатом. Водитель электросамоката не пережил аварию. В отношении Чепечяна возбудили уголовное дело. В его рамках была проведена автотехническая экспертиза, которая отнесла электросамокат к механическим транспортным средствам. Чепечян не смог добиться отмены этой квалификации.

Когда он обратился в Минтранс, МВД и Центр судебной экспертизы при Минюсте, то получил ответ, что  электросамокаты развивают скорость до 35 км/ч, эффективность их систем торможения может разниться в зависимости от модели, а потому они могут быть источником опасности для пешеходов и самих пользователей. В профильных ведомствах также отметили, что сейчас идет разработка норм, которые призваны повысить безопасность велосипедистов и лиц, которые используют другие «средства индивидуальной мобильности».

Чепечин счел это несправедливым. Он указал в своем административном заявлении, что граждане на роликах или обычных самокатах приравнены к пешеходам. По мнению заявителя, это несправедливо. Но Верховный суд с этим не согласился. Мотивировочная часть решения ВС пока не изготовлена.

Вынужденная, но необходимая мера

Опрошенные Право.ru юристы единогласно назвали позицию ВС предсказуемой и закономерной. Понятийный аппарат закона «О безопасности дорожного движения» относит к транспортным средствам устройства для целей перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, напоминает Рашид Гитинов, руководитель практики разрешения споров с государственными органами Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право 14место По количеству юристов 20место По выручке на юриста 24место По выручке Профайл компании Это определение не зависит от необходимости получения специального права на управление таким транспортным средством.

Исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен, указывает Алина Шлеева, юрист адвокатского бюро Адвокатское бюро «Пропозитум» Адвокатское бюро «Пропозитум» Федеральный рейтинг. Электросамокаты в основном предназначены для передвижения по тротуарам, а они относятся к дороге; поэтому признак, необходимый для отнесения их к транспортным средствам, есть.

«Отнесение электросамоката к транспортным средствам является вынужденной и необходимой мерой», — добавляет Шлеева. В противном случае осложнилось бы применение ст. 1079 ГК РФ, которая дает право на возмещение вреда здоровью и жизни, нанесенного при наезде транспортного средства, независимо от того, был ли водитель виноват или нет.

Регулирование самокатов постоянно уточняется и гармонизируется, отмечает Лев Васильевых, советник судебно-арбитражной практики АБ Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право 1место По выручке 1место По количеству юристов 2место По выручке на юриста Профайл компании

Для автомобилистов, как и для владельцев электросамокатов решение ВС в очередной раз является напоминанием необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Рашид Гитинов

Фактически данное решение ВС никак не меняет правила пользования электросамокатами, а вызванный кейсом резонанс можно считать излишним, полагает Шлеева. Решение ВС не должно как-то отразиться на других владельцах транспортных средств или владельцах самокатов, соглашается Васильевых.