ПРАВО.ru
Новости компаний
12 января 2022, 13:00

Прецедентный случай: команда K&P.Law защитила крупного депозитария

Прецедентный случай: команда K&P.Law защитила крупного депозитария
Команда K&P.Law | Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев под руководством Надежды Емелиной защитила права профессионального участника рынка ценных бумаг в процедуре банкротства.

Юридическое лицо - профессиональный участник рынка ценных бумаг после аннулирования лицензии было признано несостоятельным (банкротом).

В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился с заявлением о признании недействительными операций по переводу ценных бумаг общей стоимостью более 130 млн.руб. со счетов депо Должника на счета депо нашего доверителя - также крупного участника фондового рынка. Данные операции были совершены на основании инвентарных поручений физических лиц-владельцев данных ценных бумаг. После совершения оспариваемых операций ценные бумаги были реализованы другим юридическим и физическим лицам по цепочке сделок.

Конкурсный управляющий настаивал на том, что все операции с ценными бумагами представляют из себя единую сделку, которая направлена на вывод активов должника в пользу конечного выгодоприобретателя, которым является наш доверитель.

Конкурсный управляющий особенно подчеркивал, что оспариваемые операции в принципе не могли быть осуществлены без участия Доверителя бюро как юридического лица, выполняющего функции депозитария.

Рассмотрение спора длилось с 2018 года. Решением суда первой инстанции, которое поддержал суд апелляционной инстанции, требования конкурсного управляющего были удовлетворены - указанные операции были признаны недействительными, суды взыскали стоимость спорных ценных бумаг с Доверителя.

Однако в начале 2021 года в результате серьезной доказательственной работы специалистов K&P.Law, в частности руководителя практики банкротства Надежды Емелиной, Арбитражный суд Московского округа отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный Суд г. Москвы. В результате повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции в признании сделок недействительными было отказано.

«Это решение является знаковым для судебной практики. Нам удалось доказать, что произвольное возложение ответственности за содержание сделок с ценными бумагами на лицо, которое фактически не являлось их стороной, а лишь выполняло функции по учету ценных бумаг, принадлежащих на праве собственности иным лицам, недопустимо», - отметила Надежда Емелина, руководитель практики банкротства K&P.Law

В настоящее время критерии, по которым цепочку сделок можно квалифицировать в качестве «единой сделки, направленной на вывод активов должника» содержатся в судебных актах Верховного суда РФ.

В рассматриваемом споре конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании операций по переводу ценных бумаг недействительными только на том основании, что без Доверителя бюро, как профессионального участника рынка ценных бумаг, данные операции в принципе не могли быть совершены.

Между тем, существенное значение для правильного рассмотрения подобных споров имеют обстоятельства, касающиеся перехода фактического контроля над имуществом, реальности передачи прав на него по последовательным сделкам одному лицу. Данные обстоятельства в рассматриваемом споре доказаны не были.